Меню
Новости
Информация


Архив Новостей
Враг капитала
Красный мир
Красная Политика
Новости КПРФ
Публицистика
Карта Сайта

Правда
Москва
Свердловск
Омск
Пермь
Челябинск
Тюмень
Мордовия
Санкт-Петербурское городское отделение КПРФ
Красноярская Краевая Организация КПРФ
Новосибирская Областная организация КПРФ
Приморское Краевое Отделение КПРФ
Северское Отделение КПРФ
Союз Коммунистической Молодёжи РФ
Независимая Народная Газета
Рабочий Класс - газета Всеукраинского Союза Рабочих
Вестник Организационно-Партийной и Кадровой Работы
Компартия Украины
Русскоязычная газета КНР -
Rambler's Top100

ip-location

16.04.2009  КРИЗИС В ЗЕРКАЛЕ ПРЕССЫ

Кризис в зеркале прессы: Минфин снова планирует внешние займы

--------------------------------------------------------------------------------
2009-04-15 21:11
По материалам СМИ KPRF.RU - Пресс-служба фракции КПРФ

Кризис в зеркале прессы

Реальная безработица достигла 6,4 млн человек, или 8,5% экономически активного населения

Минфин снова планирует внешние займы

Бюджеты префектур и муниципалитетов будут сокращены более чем на 50%

Субсидии из бюджета не помогли авторынку Дальнего Востока

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ И ЦБ

ЗАНЯТЬ НЕ ДЛЯ СЕБЯ

Ведомости, 15 апреля 2009

После многолетнего перерыва Россия снова собирается просить в долг у иностранных инвесторов. В 2010 г. Минфин хочет занять до $5 млрд - главным образом, чтобы облегчить заимствования частным компаниям. В этом году Россия проведет road show на внешнем рынке без привлечения заимствований, а в 2010 г. может привлечь внешние займы, заявил на коллегии Минфина вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. Road show, по его словам, "позволило бы инвесторам познакомиться с нашими планами и задачами".

На первом этапе реально разместить не более $5 млрд, добавил директор департамента Минфина Константин Вышковский. По его словам, главное в выходе на внешний рынок - дать ориентир для корпоративных заемщиков.

Россия могла бы обойтись без внешних займов в следующем году, согласны эксперты.

Дефицит бюджета в 2010 г. чиновники планируют на уровне 5% ВВП. На этот уровень призвал ориентироваться Кудрин. Должно быть меньше, считает помощник президента Аркадий Дворкович: "Я не уверен, что 5% ВВП - это допустимая цифра".

При росте ВВП в 2010 г. в пределах 4% дефицит в 5% ВВП укладывается в рамки 2,2-2,3 трлн руб., подсчитал экономист "Уралсиба" Владимир Тихомиров. Доходы в 2010 г. в сравнении с прежним планом сократятся более чем на 30%, прогнозирует Кудрин, т. е. составят примерно 8 трлн руб. Расходы придется сократить c 10,3 трлн до 9 трлн руб. Получается, дефицит составит 1 трлн руб. Александра Сусли на из Экономической экспертной группы напоминает об антикризисных мерах. В марте Минфин оценил их в 1 трлн руб. Расходы составят 10 трлн руб., резюмирует Суслина, - на 2 трлн больше доходов.

Финансировать дефицит Минфин предполагает в основном за счет накопленного в тучные годы резервного фонда. 1 марта в нем было 4,9 трлн руб., но к концу года, по расчетам Минфина, останется 1,87 трлн руб.

Этого может не хватить, но Минфин планирует увеличить объем внутренних займов со 172 млрд руб. в прошлом году до 425 млрд руб. в этом и 656 млрд руб. в 2010 г., рассказал Кудрин.

По мнению руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, реально увеличить внутренние заимствования до 1,5% ВВП (примерно 690 млрд руб.).

ОФЗ - востребованный инструмент, поскольку их можно рефинансировать в ЦБ, говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.

Бюджету $5-миллиардный заем погоды не сделает. Слишком мал объем, отмечает аналитик "Ренессанс капитала" Николай Подгузов. Рынку же это в самый раз. Россия очень долго не выходила на внешний рынок, ее евробонды будут восприняты инвесторами позитивно, уверен Подгузов.

Объем займа незначителен по сравнению с дефицитом бюджета, так что он может пригодиться скорее в качестве ориентира для остальных заемщиков, рассуждает директор департамента доверительного управления ВЭБа Александр Попов, и нельзя исключать, что это поможет.

Сейчас такой ориентир более актуален, чем несколько лет назад, говорит главный экономист "Дойче банка" Ярослав Лисово лик: рынки были закрыты, и государство должно обозначить, насколько риски России отличаются от других: "Нужна перезагрузка и корпоративного, и странового рынка". Только на существующие доходности (см. график), по его мнению, ориентироваться нельзя, поскольку "риски там переоценены".

"Хорошо, когда есть бенчмарк! - говорит начальник управления инвестиционнобанковских операций "Райффайзенбанк Австрия" Никита Патрахин. - Те выпуски, что сейчас обращаются, не дают полного понимания, как выглядит первичный рынок: сколько и почем можно собрать. Это будет бенчмарк, полезный даже для "Газпрома" и "Роснефти". Впрочем, "никто не умрет, если этого размещения не будет", добавляет он.

В качестве ориентира прямо сейчас подходят облигации "Газпрома", уверен начальник отдела анализа рынка облигаций и кредитного риска МДМ-банка Михаил Галкин. Подгузов сомневается, что размещение России отразится на корпоративных заемщиках.

Минфин вообще может оказать компаниям медвежью услугу, считает Андрей Черепанов, в 2000-2001 гг. возглавлявший департамент внешнего долга Минфина: государство установит минимальную ставку, ниже которой разместиться будет сложно, и перетянет на себя средства, которые могли бы быть отданы частным заемщикам.

Последний раз Россия размещала еврооблигации в июне 1998 г. и заняла $2,5 млрд на 30 лет под 12,75% годовых. В 2000 г. в рамках реструктуризации долгов Лондонскому клубу Минфин разместил два выпуска евробондов.-





БАНК РОССИИ ПРОФИНАНСИРУЕТ КОНСОЛИДАЦИЮ

Коммерсант, 15 Апреля 2009

Как сообщил вчера Банк России, в целях поддержки консолидации российского банковского сектора могут быть временно повышены лимиты по кредитному риску, которые регулятор устанавливает индивидуально для каждого участника на беззалоговых аукционах. Если банки, планирующие сделки слияния, столкнутся с необходимостью досрочно погасить требования кредиторов по своим долговым обязательствам, они могут сообщить об этом в ЦБ, и регулятор повысит им лимит на аукционе по предоставлению кредитов без обеспечения, следует из сообщения регулятора. ЦБ готов оказывать такую финансовую поддержку, если банк имеет международные рейтинги не ниже Bпо стандартам агентств S&P и Fitch ratings или B3 по методике агентства Moody's. Кроме того, банк должен уведомить ЦБ о проведении общего собрания участников кредитной организации с включением в повестку дня вопроса о реорганизации банка.

"На данный момент на банковском рынке осуществлена только одна сделка реорганизации - это слияние банков МДМ и УРСА", - отмечает партнер юридической компании "Яковлев и партнеры" Игорь Дубов. "Именно в отношении реорганизации, а не, скажем, покупки банка действует норма о праве кредитора досрочно требовать погашения обязательств", - уточняет юрист.

ЦБ неоднократно заявлял о неизбежной консолидации банковского сектора, ссылаясь, в частности, на повышение требований к минимальному размеру капитала (до 90 млн руб. с 2010 года и до 180 млн руб. с 2012 года). Однако в условиях кризиса требования кредиторов о досрочном погашении обязательств могут привести к срыву сделки, отмечает гендиректор "Интерфакс-ЦЭА" Михаил Матовников. Правда, принятые в конце прошлого года поправки к закону "О банках и банковской деятельности" оговаривают, что кредиторы могут предъявить требования по досрочному погашению, если это условие прописано в договоре. Но эта норма не распространяется на международные долги. "Появление этого документа может свидетельствовать и о возникшем прецеденте, - говорит гендиректор "Интерфакс-ЦЭА" Михаил Матовников. - Сейчас идет процесс слияния банков МДМ и УРСА, и у каждого из них есть свои международные займы".

Объем еврооблигаций УРСА банка составляет $1,6 млрд, МДМ-банка - $800 млн. "Эти банки заявляли, что подавляющее большинство кредиторов готовы не предъявлять досрочные требования, - напоминает аналитик компании "Совлинк" Ольга Беленькая. - Однако такая подстраховка от регулятора в любом случае будет иметь положительное значение". По подсчетам "Ъ", общий объем обязательств банков Топ-30 по евробондам составляет $41,8 млрд.

Если кредиторы начнут в массовом порядке предъявлять к погашению долговые бумаги банка, последнему может не хватить ликвидности. "Очевидно, что ЦБ хочет облегчить процедуру слияния и вводит дополнительный инструмент стимулирования и помощи банкам", - отмечает старший директор агентства Fitch ratings Александр Данилов. Впрочем, банки за пределами второй сотни по активам на эту помощь рассчитывать не смогут. Критериям ЦБ по международным рейтингам на 17 марта соответствовали только 126 кредитных организаций. Аналитики отмечают, что на банки за пределами второй сотни приходится не более 5% активов всей банковской системы.





НЕ ЖАЛКО НАЛОГОВ

Ведомости, 15 Апреля 2009

О возможности изменения системы межбюджетных отношений сообщил вчера на коллегии Минфина вице-премьер Алексей Кудрин. Сейчас, по его словам, федеральный бюджет перегружен непрофильными для него расходами регионов: "Число субсидий и субвенций необоснованно возросло, а это усложняет администрирование". Между тем регионы могут решать свои задачи в сфере образования, здравоохранения, природопользования, ЖКХ и в других отраслях не за счет субсидий из федерального бюджета, а за счет переданных им дополнительных налоговых доходов, уверен Кудрин.

Часть налоговых доходов федеральный центр уже переуступил регионам: с этого года им передано 0,5% налога на прибыль (их доля выросла с 17,5% до 18%) и 100% акцизов на горюче-смазочные материалы. Ранее премьер Владимир Путин сообщал, что регионы получат 50 млрд руб. от налога на прибыль и 53-54 млрд руб. от акцизов.

Среди налогов первый кандидат на передачу регионам - оставшиеся 2% налога на прибыль, полагает директор департамента Минфина Алексей Лавров. Передавать другие налоги, по его мнению, нецелесообразно: например, НДС - слишком мобильный и тяжело администрируемый налог. Впрочем, и зачисление в региональные бюджеты 100% налога на прибыль тоже не оптимальный вариант, отмечает Лавров: база налога легко перемещается и зависит от внешней конъюнктуры. По прогнозу Минфина, в этом году федеральный бюджет получит 196,2 млрд руб. от налога на прибыль.

Возможно, вместо передачи налогов центр увеличит дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, отмечает источник, близкий к Минфину, речь может пойти и об обмене расходными обязательствами. По его словам, сейчас обсуждается серьезная оптимизация межбюджетных отношений - перераспределение доходов и расходов. Но произойти это может не ранее 2010 г., оговаривается он.

Кризис серьезно ударил по бюджетам регионов. В I квартале их доходы отстают от плана на 13,5%, сообщил замминистра финансов Антон Силуанов: причина - резкое сокращение поступлений от налога на прибыль, собран 51% от уровня прошлого года. По оценке Минрегионразвития, за I квартал доходы региональных бюджетов сократятся на 30-70%, за год - на 1 трлн руб. Дефицит консолидированного бюджета регионов, по оценкам Минфина, составит по итогам года 800 млрд руб., на текущие расходы не хватит 292 млрд руб. Кредиторская задолженность по социальным обязательствам образовалась в Костромской, Новгородской и Иркутской областях, Калмыкии, Хакасии, сообщил Силуанов.

Чтобы закрыть дыру, правительство выделит дополнительные 150 млрд руб. на дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и столько же - на бюджетные кредиты. Объем субсидий регионам сокращен на 100 млрд до 394,3 млрд руб., субвенций - увеличен на 32 млрд до 260,1 млрд руб.

Можно обсуждать любые механизмы преодоления кризиса, говорит первый вице-премьер Свердловской области Михаил Максимов, главное - чтобы поддержка была. По его словам, за первые два месяца в области собрали на 70% меньше налога на прибыль, чем в 2008 г., в результате пришлось прибегнуть к бюджетному кредиту. "Все зависит от того, какие налоги будет предложено передать территориям", - полагает замминистра экономики Ульяновской области Сергей Сорокин: в январе - марте бюджет области исполнен без дефицита, "управление доходной частью осуществляется в ручном режиме".

Ситуация пока не критична, но государство слишком легко отказалось от запланированных объемов субсидий, сократив их сразу на 100 млрд руб., считает эксперт по межбюджетным отношениям Алексей Бирюков: фактически это дефолт по региональным обязательствам.

Показатели кредитоспособности регионов стремительно ухудшаются, констатируют аналитики S&P. В 2009 г. долговые обязательства регионов увеличатся на 25% до 200 млрд руб., в 2010 г. - еще на 35% до 270 млрд руб., отмечает S&P. Регионы, доходы которых зависят от поступлений налога на прибыль, - Самарская область, Санкт-Петербург, Москва сократят бюджетные показатели на 25-30%, в Ханты-Мансийском АО сокращение может достичь 50%.

Местные бюджеты, по словам Силуанова, пока в меньшей степени пострадали от кризиса, основной источник их доходов - подоходный налог. По его данным, в среднем поступления этого налога за три месяца выросли на 5%. Он считает необходимым консолидировать муниципалитеты, в первую очередь те, в которых отсутствует доходная база.-

Минтранс предложил региональным властям ввести для транспортных компаний льготный налог на имущество, сообщил вчера министр транспорта Игорь Левитин: речь идет о морских портах и аэропортах. По подсчетам ведомства, к 2015 г. для аэропортовых комплексов налог превысит 2 млрд руб. против нынешних 9 млн руб.





ПРОГНОЗНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

Независимая газета, 15 Апреля 2009

Глава государства подвел итоги работы Института современного развития (ИНСОР), который он возглавил год назад. Президент принял участие в круглом столе, организованном ИНСОРом. Главными темами обсуждения стали рост безработицы и меры по ее преодолению. Медведев привел с собой министров - чтобы они взяли на заметку предложения экспертов его мозгового центра.

Президент, дабы не изменять традиции, не стал приглашать экспертов ИНСОРа в Кремль, а удостоил институт своим личным присутствием. Медведев приехал в сопровождении ключевых министров российского правительства: главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной и Министерства здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой. "Мы давно не встречались", - сказал Первой с докладом выступила директор Независимого института социальной политики Татьяна Малеева. Основная мысль ее выступления: сегодня важно не столько тушить пожар растущей безработицы, сколько готовить к моменту выхода из кризиса квалифицированную, инновационно мыслящую рабочую силу. "Понятно, что на это потребуются дополнительные расходы. Но социальные инвестиции обернутся ростом производительности труда. У нас есть шанс выйти из кризиса без отставания", - уверена Малеева. Такой сценарий, на ее взгляд, является залогом экономической модернизации.

Доклад взялась прокомментировать министр Татьяна Голикова. Она признала, что поначалу ее ведомству было непросто проводить мониторинг безработицы, однако сейчас этот процесс удалось запустить. На взгляд министра, сегодня граждан с урезанной зарплатой, а также тех, кого переводят на неполный рабочий день, неплохо было бы занять на общественных работах. Или в производстве, где возможна неполная занятость. По словам министра, это позволило бы людям хоть как-то компенсировать выпадающие доходы по основному месту работы. После ответа Голиковой президент и эксперты продолжили общение за закрытыми дверями.

Напомним: глава государства принял приглашение возглавить попечительский совет института еще во время своей избирательной кампании. С тех пор ИНСОР принято считать мозговым центром фабрики реформ Медведева. 18 марта прошлого года президент принял участие в заседании первого круглого стола, организованного институтом. Набирающий обороты экономический кризис в США и то, какие последствия он может оказать на российскую экономику, стали тогда главной темой обсуждения на форуме. В подготовке заседания участвовали около 500 российских и зарубежных экспертов, имеющих разные точки зрения на эту проблему.

Дмитрий Медведев, обращаясь год назад к участникам форума, произнес свою коронную фразу о том, "что власть не нуждается ни в комплиментах, ни в облизывании со стороны экспертного сообщества, а в открытом, публичном, полноценном обсуждении существующих процессов". И выразил надежду на то, что эта экспертная площадка, созданная на базе Центра развития информационного общества (РИО-Центр), сохранит высокое качество исследовательской деятельности и будет вырабатывать эффективные рекомендации для исполнительной власти.

Год назад эксперты института были полны оптимизма по поводу живучести российской экономики в условиях надвигающегося мирового кризиса. Они выразили уверенность, что кризисные явления в мировой экономике не должны сколько-нибудь значимо повредить нашей стране, так как она надежно защищена подушками безопасности в виде накопленных резервных фондов. "В анализе, который прошел в нашем институте, подтверждаются устойчивость и здоровая обстановка в нашей финансовой системе. Наши власти за предшествующие восемь лет сделали все для того, чтобы мы пришли к этой ситуации вооруженными", - поделился тогда точкой зрения глава ИНСОРа Игорь Юргенс.

Эксперт также высказал мнение на форуме и о том, что Россия может воспользоваться кризисом доверия к финансовым институтам Запада, стать так называемой тихой гаванью: "Кризис, который испытывают все крупные институциональные инвесторы, дает нам шанс, если мы правильно организуемся внутри, получить вот эту большую наличность, короткие и длинные позиции, с Запада сюда". Впрочем, уже через несколько месяцев стало понятно, что эта идея сама по себе утопична, так как Россия не то чтобы не смогла воспользоваться шансом привлечь новые финансовые ресурсы, а даже утратила возможность получать иностранный спекулятивный капитал, в одночасье покинувший страну прошлой осенью.

Наученные горьким опытом составления неточных прогнозов, эксперты института теперь действуют более предусмотрительно и даже предвещают вторую волну мирового кризиса, которая снова может ударить по российской банковской системе. По мнению Юргенса, если американская экономика не успеет откликнуться на антикризисные меры нового президента Барака Обамы, то в России можно будет ждать дальнейшего падения производства, сокращения занятости и соответствующих социальных последствий. "Наиболее жесткие из них удастся преодолеть благодаря резервам, но резервы небесконечны. Есть прогнозы сокращения ВВП на 10%, возрастания безработицы до 10 миллионов. Все это тяжелые испытания, но страны это проходили. Ответ на это - секвестр бюджета, сокращение трат государства, новая социальная политика и соответствующие новые политические призывы. Такие действия будут оправданными, если наступит вторая волна кризиса", - считает глава ИНСОРа.

Разницу в прогнозах прошлых и настоящих в беседе с "НГ" Юргенс объяснил довольно просто: "Специалисты, которые собрались тогда в институте, сказали, что существуют развилки. Произошла развилка, которая повела мир, а не Россию по более пессимистичному сценарию. И Россия, конечно, не является ни раем, ни тихой гаванью с точки зрения последствий кризиса. Если вы серьезно проанализируете предсказания и тогда, и сегодня, вы найдете много общего". Эксперт ИНСОРа Александр Будберг в интервью "НГ" хотя и признал, что экспертное сообщество должно нести ответственность за прогнозы, однако не согласился с тем, что год назад институт дал лишь оптимистические прогнозы.

"Тогда высказывались разные точки зрения", - заметил он. "А я так вообще дал самые пессимистические прогнозы", - согласился с коллегой эксперт ИН СОРа Евгений Гонтмахер.

Замдиректора Института социальных систем Дмитрий Бадовский полагает, что неточность прогнозов, которые озвучивались прошлой весной, связана прежде всего с тем, что катастрофическое прогнозирование было тогда не в моде, поэтому эксперты старались находиться в русле оптимистических оценок. Кроме того, на точность прогнозов повлиял и тот фактор, что Россия в свое время отказалась от системы долгосрочного прогнозирования, существовавшей в советское время. Власть озаботилась прогнозированием лишь год назад, когда занялась разработкой "Стратегии-2020". По мнению политолога, более верные прогнозы появятся лишь в том случае, если в стране не будет монополии в этом вопросе, то есть не будет единого экспертного центра по выработке решений: "Важно, чтобы было как можно больше различных идей и конкуренции в экспертном сообществе".





ОТ СТРОЙОТРЯДА - К ТРУДАРМИИ

Независимая газета, 15 Апреля 2009

Аналогом рузвельтовского "Нового курса" - в части организации общественных работ в кризисные годы - становится в России процесс привлечения молодежи к масштабным стройкам. Возглавить процесс доверено партии власти. В дополнение к студенческим стройотрядам формируются так называемые трудовые отряды, состоящие далеко не только из студентов.

По мнению вице-спикера Госдумы Светланы Журовой, реанимацию и повышение статуса стройотрядов, в том числе студенческих, можно рассматривать как некий аналог знаменитой рузвельтовской идее общественных работ: "Это решение проблемы занятости в кризис, несомненно. Это возможность заработка".

Президент России на прошлой неделе в своей московской общественной приемной специально встретился с бывшими советскими координаторами стройотрядовского движения. Чтобы пообещать им, что нынешняя власть тоже не собирается оставлять проблему без внимания. Из приемной Дмитрий Медведев связался с министрами, отвечающими за молодежную политику. Они заверили главу государства, что работа ведется.

Так, министр спорта, туризма и молодежной политики Виталий Мутко сообщил, что на 15 ноября в Кремлевском дворце готовится слет студотрядов не только России, но и СНГ. Мутко заявил, что со студотрядами его министерство контакты уже активизировало, способствуя, в частности, созданию неких координационных советов. А министр образования Андрей Фурсенко отметил, что в законодательстве России имеется, как он выразился, "некоторая недоработка". Ее суть в том, что нет закона, который определял бы статус студенческих отрядов. Министр сообщил, что правительство направило в Госдуму законопроект, устанавливающий для них определенный статус.

По закону новый статус общественного учреждения, полученный студенческим стройотрядом, позволяет записывать в студотряды и тех молодых людей, кто студентами уже не считается. Таким образом, получается, что замысел закона состоит в создании действующей по единым стандартам своего рода молодежной трудовой армии.

Стоит также отметить, что даже пояснительная записка к правительственному законопроекту о студотрядах - очень интересный и показательный документ. К примеру, с самого его начала становится понятно, что закон написан давно, но долго лежал без движения. В пояснении, среди прочего, говорится, что сейчас наблюдается рост количества студотрядов, который обусловлен "подъемом производства, появлением объемов работ в различных отраслях экономики".

Это тезис явно докризисный.

Зачем потребовалось вносить сейчас устаревший проект? В той же бумаге есть ответ и на этот вопрос. Но сначала стоит отметить, что, например, в пояснении четыре раза упоминается большое значение студотрядов в патриотическом воспитании молодого поколения. Просто какая-то очередная "песня о главном". Но тут же рядом - сегодняшние капиталистические будни. Оказывается, есть так называемые разнопрофильные студотряды. А среди них имеются те, которые созданы для работы в супермаркетах или задействуются на различных рекламных акциях. То есть речь идет о периодическом неквалифицированном труде. А еще в документе имеется жалоба на "вольнонаемные бригады молодых людей", которые представляются работодателям как студотряды. И вывод - власти необходимо навести в этом деле порядок и обеспечить единообразие. Недаром пояснительная записка заканчивается напоминанием: временное трудоустройство безработной молодежи - обязанность государства.

Светлана Журова подтверждает: речь идет о том, что студенческие отряды станут органичной частью большой системы трудовых отрядов. Они создаются сегодня в большом количестве в регионах, и в их составе отнюдь не только студенты. Потребность в такой рабочей силе растет, говорит парламентарий, и сегодня в Думе разрабатывается соответствующее законодательство. Именно трудотряды, сказала "НГ" депутат, и сыграют основную роль в борьбе с безработицей во время кризиса, занимая молодежь. Она будет занята не только на стройках, доводя до кондиции готовые объекты, но и на сельхозработах, и на РЖД, и в медицинских учреждениях - везде, где потребуется рабочая сила. Проблему, которая требует вмешательства на законодательном уровне, парламентарий видит в неопределенности кадрового подхода: "Нет гарантии, что под видом трудотрядовцев не появится бригада гастарбайтеров".

Есть в движении и партийная составляющая, по словам Журовой: "Так получилось, что "Единая Россия более ярко начала об этом заявлять и эти договоренности обеспечила".

Впрочем, гендиректор консалтинговой группы "ФинЭкспертиза" Агван Микаелян не видит в проекте политической подоплеки. Однако он не уверен, что использование молодежной трудовой армии решит проблемы безработицы: "Вопрос пиара здесь самый главный. Это самопиар "Единой России", которая хочет показать, насколько она о молодежи печется, во-первых. С другой стороны, как узнать молодежи "Единую Россию" хоть с какой-то хорошей стороны - кроме той, которую видят по телевизору и от которой уже тошнит?"





ТРАНСПОРТ ВЫВЕЗЕТ

Время новостей, 15 Апреля 2009

На прошедшем вчера в Санкт-Петербурге совещании, посвященном проблемам и перспективам транспортного комплекса, была предложена "историческая" модель выхода из кризиса. По примеру Франклина Рузвельта, который во времена Великой депрессии в США начал массовое строительство дорог, чем существенно поднял экономику, премьер-министр России Владимир Путин предложил государственно поддерживать развитие аэропортов, морских портов, систему внутренних водных сообщений, автомобильных и железных дорог.

Обсуждение хода реализации федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России" прошло в Санкт-Петербурге, возможно, потому, что петербуржец премьер-министр Владимир Путин еще не видел недавно отстроенные участки Западного скоростного диаметра (ЗСД) и Кольцевой автодороги (КАД), впечатляющие своими пролетами не только простых горожан. Поэтому свой рабочий день председатель правительства начал вчера на свежем воздухе.

Напомним, что сейчас в Петербурге завершен первый этап 1-й очереди строительства ЗСД, в ходе которого к диаметру подключили 3-й и 4-й участки порта и присоединили его к Кольцевой автодороге. Впереди - второй, завершающий этап первой очереди. Но город столкнулся с рядом проблем. Концессионера, до сих пор участвовавшего в строительстве, из-за кризиса не удалось довести до подписания договора. А своих средств городу для продолжения работ не хватило бы.

Премьер-министру показали самый "экватор" строительства ЗСД. Встав на распутье и посмотрев на то, что сделано, и на то, что еще предстоит сделать, Владимир Путин заявил, что в этот же день подпишет постановление правительства о выделении субсидий на завершение первой очереди ЗСД в размере 20,6 млрд рублей.

Условием предоставления федеральных субсидий премьер-министр назвал обязательства Санкт-Петербурга со своей стороны выделить 6,7 млрд руб., закончить первую очередь к концу 2010 года, а весь ЗСД сдать в эксплуатацию через пять лет. Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, естественно, тут же заверила Владимира Путина в том, что регион выполнит все обязательства.

После этого чиновники направились не в Константиновский дворец, как это было принято до сих пор, а в зал заседаний дирекции дорожно-эксплуатационного предприятия КАД. Кроме Валентины Матвиенко в совещании под председательством Владимира Путина участвовали вице-премьер Сергей Иванов, полномочный представитель президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов, министр транспорта Игорь Левитин и руководители профильных - транспортных, фискальных и финансовых - федеральных служб и агентств.

Два часа чиновники посвятили обсуждению федеральной целевой программы по модернизации транспортной системы России, рассчитанной до 2015 года, и мерам, которые смогут обезопасить ее от кризиса. Решение было чисто "рузвельтовское" - не останавливать старые стройки и начинать новые. Например, строительство ЗСД не только создаст инвестиционную привлекательность региону, но и даст работу 7 тыс. человек.

Но эта идея не была трафаретом. В ее ракурсе планировалось обсудить каждый проект в отдельности. Поэтому глава Минтранса Игорь Левитин в своем докладе Владимиру Путину отдельно осветил состояние каждой отрасли, курируемой министерством, - автомобильной, воздушной, водной, железнодорожной. У всех оказалась одна общая и существенная проблема - отсутствие достойной инфраструктуры, которую надо создавать. По словам г-на Левитина, в 2008 году совокупный объем финансирования транспортного строительства составил 421 млрд руб. На эти деньги были завершены реконструкции взлетно-посадочных полос в восьми аэропортах, закончено строительство второй нитки шлюза Кочетковского гидроузла на Дону. Появились крупные объекты вроде железнодорожно-автомобильно-паромной переправы Усть-Луга - Балтийск, морской пассажирский терминал на Васильевском острове.

Правда, выяснилось, что масштабное транспортное строительство, решая одну проблему, тут же погружается в другую. До сих пор инфраструктура транспортного комплекса оценивалась недорого. Соответственно налог на имущество, отдаваемый регионам, был для предприятий отрасли приемлемым. В 2008 году сборы по этой статье в транспортной отрасли составили лишь 9 млн руб. Новое строительство дает новое имущество, и в ближайшие годы налог может вырасти до 2 млрд руб. "Мы попросили премьер-министра обратиться к регионам, чтобы те сдержали налоговое рвение в этом вопросе. Заплатив налог, аэропорт не сможет построить новые полосы. Это разорит предприятия и сведет на нет начатое возрождение отрасли", - пояснил г-н Левитин.

Кстати, на совещании было подтверждено решение выделить Калининградской области 4 млрд руб. для внесения в уставный капитал авиакомпании "КД авиа", которая неоднократно заявляла о сложном финансовом положении и была вынуждена задерживать рейсы за рубеж из-за высокой задолженности перед лизинговыми компаниями. В связи с этим министр транспорта предложил правительству увеличить размер компенсаций из федерального бюджета до трех четвертей от общей суммы за лизинговые платежи авиакомпаний, приобретающих авиатехнику за рубежом.

Но Минтранс собирается поддерживать не только авиакомпании. По словам Игоря Левитина, в уставный капитал ОАО "Российские железные дороги" может быть направлено дополнительно 100 млрд руб. "Эта сумма необходима, поскольку изначальная инвестиционная программа компании в объеме 434 млрд руб.была сокращена до 250 млрд руб.", - пояснил министр. Премьер сразу же ответил, что на компенсацию выпадающих доходов РЖД из бюджета будет направлено пока только 50 млрд рублей.

Подытожил заседание Владимир Путин программным выводом: "Если поддержать транспортную отрасль, то она выведет нас из кризиса, дав приток инвестиций регионам и рабочие места гражданам".





РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА





МИНФИН РАССЧИТАЛ ДОЛГОВОЕ ВРЕМЯ

Коммерсант, 15 Апреля 2009

До конца 2009 года Минфин намерен провести road show новых российских суверенных заимствований на внешнем рынке. В 2010 году после десятилетнего перерыва министерство намерено привлечь на внешнем рынке $5 млрд сроком на три - пять лет. Главная цель возвращения Минфина к практике внешних займов - не покрытие дефицита бюджета, а создание ориентира для корпоративных заемщиков. Большинство опрошенных "Ъ" экономистов сомневаются, что 2010 год откроет долговое "окно" для Минфина, говорят, что занимать имеет смысл уже этим летом, и предлагают инвесторам ориентироваться на ставки по займу "Газпрома" на $2 млрд, который разместят уже на этой неделе.

В марте 2009 года представители Минфина сообщали, что министерство рассматривает возможность выхода на внешние рынки заимствований. Вчера же, выступая на коллегии Минфина, глава министерства Алексей Кудрин сообщил, что такое решение принято: "Нам, наверное, стоит рассмотреть возможность выхода и на внешние рынки в 2010 году, а в этом году провести без заимствований road show, которое позволило бы инвесторам подробнее познакомиться с нашими задачами и планами". Таким образом, подготовка России к возвращению на внешний рынок спустя десять лет начнется уже в этом году.

Последний раз РФ выходила на внешние рынки заимствований в 2000 году, разместив облигации со сроком обращения до 2030 года на сумму $21,2 млрд. По данным Минфина, на 1 января 2009 года суверенный долг составлял 2,7 трлн руб. (6,7% ВВП). За 2008 год доля внутреннего долга в общем объеме госдолга увеличилась с 54,2% до 55,7%, а внешнего сократилась с 45,8% до 44,3%.

Как пояснил глава департамента международных финансовых отношений, госдолга и госфинактивов Минфина Константин Вышковский, road show будет проведено без заключения сделки, а момент выхода на рынок "будет зависеть от ситуации и от раскрытия удобного окна", которое, как надеется господин Вышковский "раскроется" в 2010 году. Глава долгового департамента рассказал, что на первом этапе планируется привлечь до $5 млрд под среднесрочные облигации на три - пять лет. "Нельзя сразу выйти с относительно крупными объемами, необходимо рынок готовить, вести работу с инвесторами - это азы заемной политики", - пояснил представитель Минфина.

Для покрытия запланированного дефицита бюджета на 2009-2010 годы (8% и 5% ВВП соответственно) сумма займа незначительна. Но, по словам Константина Вышковского, возвращаясь к практике внешних займов, Минфин намерен не столько решить проблему дефицита бюджета - "говорить о реальной возможности замещения объема, который берется из резервного фонда, пока не приходится", - сколько "помочь в решении проблем рефинансирования корпоративных долгов". Новый госдолг, по его словам, должен стать ориентиром для частных заемщиков. Господин Вышковский не стал комментировать вопрос доходности будущего размещения.

Алексей Моисеев из "Ренессанс Капитала" отмечает, что доходность по суверенным облигациям РФ с погашением в 2018 году сейчас составляет 6%. А Олег Солнцев из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования говорит, что именно такой она была до кризиса - в октябре 2008 года, хотя после того, как рейтинговые агентства Standard & Poor's и Fitch на фоне ожиданий девальвации рубля и значительных трат резервов ЦБ, в декабре 2008 года и феврале 2009 года, соответственно, снизили суверенный рейтинг РФ, ставки доходили до 8% (см. "Ъ" от 9 декабря 2008 года и 5 февраля 2009 года). Сейчас рейтинги РФ в Standard & Poor's, Fitch и Moody's остаются инвестиционными, хотя прогноз по ним - негативный.

Алексей Моисеев заявил "Ъ":

"Не вижу никакого экономического смысла в выходе государства на внешние рынки сейчас". По его словам, главная цель, которую ставит Минфин - создать новый ориентир для корпоративных займов, - себя не оправдывает. "На этой неделе с внешним облигационным займом выходит "Газпром", он гораздо ближе к корпоративным заемщикам, там будет рыночная кривая доходности. Какой смысл в федеральной кривой - я не понимаю", - сказал он. На рынке появилась информацию о том, что сделка по еврооблигационному займу "Газпрома" на $2 млрд будет закрыта в ближайшую пятницу, в компании "Ъ" эту информацию не комментируют.

Рори Макфаркуар из Goldman Sachs уточняет: обращающиеся сегодня на рынке облигации РФ "нестандартны", так как появились в ходе реструктуризации старых долгов, и "стандартные еврооблигации были бы лучше для сравнения". Впрочем, он отмечает, что с тех пор, как РФ перестала занимать на внешнем рынке, довольно сильное развитие получил рынок кредитно-дефолтных свопов (CDS). "Они очень похожи на бонды и являются хорошим ориентиром для кривых по доходности", - считает господин Макфаркуар. Между тем Олег Солнцев говорит, что "лучше доходность по безрисковым активам, которые несут только суверенный и валютный риск".





МОСКВА УХОДИТ В МИНУС

РБК daily, 15 Апреля 2009

Расходы округов и районов Москвы во втором квартале 2009 года будут сокращены на 55%. Предписание умерить аппетиты разослано мэрией в префектуры и районные управы. Под секвестр попадут и инвестиционные проекты. Эксперты призывают мэрию не экономить на капремонте, чтобы не вернуть город в "обветшалые девяностые". К тому же снижение таких расходов приведет к росту безработицы, первыми пострадают многочисленные гастарбайтеры из наиболее бедных стран СНГ. Это наверняка приведет к росту преступности в столице.

По словам источника РБК daily в столичной администрации, письмо, предписывающее сократить расходы почти на 55%, было разослано в префектуры административных округов и районные управы города. Решение о секвестре в мэрии связали с пересмотром городского бюджета по итогам первого квартала. "Результаты далеко не оптимистичные: доходы продолжают снижаться, а это не может не отражаться на расходах", - сказал РБК daily источник в мэрии.

Напомним, что доходная часть бюджета Москвы на этот год утверждена в размере 1,387 трлн руб., расходная - 1,462 трлн руб. В феврале руководитель Москомзайма Сергей Пахомов сообщил, что доходы столичной казны могут значительно сократиться, снижение может составить порядка 300 млрд руб. Он отметил, что соответствующие изменения в бюджет города могут быть внесены весной.

В столичном департаменте финансов вчера признали, что бюджет 2009 года будет секвестрирован в ближайшее время. Сейчас чиновники просчитывают, какие статьи "порезать", а какие оставить в неприкосновенности. В частности, идет согласование параметров сокращения адресно-инвестиционной программы. В общей сложности финансисты настаивают на сокращении расходной части бюджета примерно на 400 млрд руб.

В пресс-службе финансового департамента напомнили о решении мэра Юрия Лужкова сократить на 50% расходы органов исполнительной власти. Согласно указу под нож уже попали командировочные, транспортные расходы, средства на закупку канцтоваров, конференции, "дни Москвы" за рубежом. Разгрузить бюджет решено также за счет отмены выплаты чиновникам премиальных, приостановки присвоения очередных классных чинов, отмены ежемесячных надбавок за сложность. Кроме того, мэр отметил, что предстоит рационализация бюджетных расходов инвестиционного плана и программы капитального ремонта.

Официально параметры бюджета пока не менялись, говорит заместитель председателя бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Вера Степаненко. "Департамент финансов предоставит его нам в конце апреля", - сказала она РБК daily. Доходы бюджета в кризисный год трудно прогнозировать. "Будет изучена налоговая база, просчитан балансовый квартал, и только тогда можно будет точно говорить о размерах секвестра", - пояснила депутат.

Решение о пересмотре городского бюджета должно быть утверждено сначала Мосгордумой, напоминает депутат Сергей Митрохин от "Яблока", но никаких документов на этот счет, по его словам, из мэрии не поступало. "А когда они поступят, я бы в первую очередь сократил статью на содержание окружных и районных изданий, - сказал г-н Митрохин. - Не нужно городу издавать сотни газетенок, все страницы которых заняты исключительно восхвалением "Единой России". Но боюсь, как раз эту статью не тронут, а порежут социалку".





АЛЕКСЕЙ КУДРИН ГОТОВИТ РОССИЮ К ХУДШЕМУ

Независимая газета, 15 Апреля 2009

Поистине апокалиптическую картину будущего российской экономики и федерального бюджета представил вчера на расширенной коллегии Минфина глава ведомства Алексей Кудрин. По его словам, в ближайшие десятилетия у страны не будет столь же благоприятных условий для развития, какие были в 2000-2004 годах. Доходы бюджета резко упадут, что вынудит власти сократить в 2010 году на 1,3 трлн. руб., или более чем на 13%, бюджетные расходы и начать активно наращивать внешний и внутренний долг. Под секвестр прежде всего попадут инвестиции в инфраструктуру и модернизацию экономики.

Резкое сокращение бюджетных расходов глава Минфина обосновал негативным прогнозом для российской экономики. По его мнению, наближайшие полвека Россия попала в неблагоприятные внешнеэкономические условия, из-за чего придется отказаться от многих программ развития экономики. "В ближайшие 10-20-50 лет мы не будем иметь таких благоприятных условий, которые были в период с 2000 по 2004 год", - сказал Кудрин. При этом выход из кризиса он поставил в зависимость от ситуации в экономике США. В 90-х годах прошлого века спад американской экономики продолжался восемь месяцев, а восстановление заняло 92 месяца. "Сейчас будем иметь спад не менее 16-18 месяцев для экономики США. Это означает, что выход из кризиса, возможно, продлится несколько лет", - поделился расчетами Кудрин.

Однако даже с учетом радикального сокращения госрасходов на 2010 год сохранится высокий бюджетный дефицит - на уровне 5% ВВП. Помощник президента Аркадий Дворкович назвал вчера такой уровень неприемлемым и призвал Кудрина найти способы сократить разрыв между доходами и расходами. Бывший первый зампред ЦБ Сергей Алексашенко считает эту задачу практически невыполнимой. "Для того чтобы вписаться в 5-процентный дефицит, расходы бюджета должны ужаться на 1,7% ВВП (с 24,3% до 22,7% ВВП). Если, как и в 2009 году, правительство пойдет на ускоренную индексацию социальных обязательств, то на увеличение в номинальном выражении остальных расходов федерального бюджета средств практически не останется", - говорит эксперт.

Кроме того, Алексашенко предупреждает, что в 2010 году Резервного фонда не хватит для покрытия дефицита бюджета. Сейчас фонд расходуется рекордно высокими темпами: если 1 марта он составлял 4,869 трлн. руб., то 1 апреля всего 4,117 трлн. руб., снизившись за месяц сразу на 750 млрд. руб. В апреле и мае из Резервного фонда планируется потратить 600 и 400 млрд. руб. соответственно. В этих условиях, считает Алексашенко, правительство будет вынуждено пойти либо на привлечение заимствований, либо изменить правила использования Фонда национального благосостояния (ФНБ), который сейчас нельзя тратить на текущие нужды.

На ФНБ Кудрин вчера посягать не стал, однако официально подтвердил неизбежность заимствований на внешнем и внутреннем рынке. Именно с таким расчетом будет верстаться проект бюджета-2010. По словам главы Минфина, в этом году Россия проведет road show на внешнем рынке без привлечения заимствований, а на следующий год начнет привлекать внешние займы. Кроме того, Минфин намерен увеличить объем чистого привлечения средств и на внутреннем рынке до 655 млрд. руб. в 2010 году и до 857 млрд. руб. в 2011 году.

По мнению директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, в ближайшие годы Россия может рассчитывать на привлечение внешних займов на очень невыгодных условиях из-за низких рейтингов страны. Успех заимствований на внутреннем рынке на чисто рыночных условиях эксперту также представляется сомнительным. Инвесторами могут выступить игроки, которые, прежде чем вложиться в ценные бумаги, что-то потребуют от государства взамен.

Однако без привлечения денег на квазирыночных условиях Минфин не сможет покрыть дефицит бюджета. "Увеличив расходы в 2009 году с 9 до 9,7 триллиона рублей, мы загнали себя в ловушку, поступили безответственно. Социальные обязательства сегодня явно завышены и неподъемны для государства. Кудрин, понимая это, говорит о сокращении госрасходов в будущем году", - отметил Николаев. Эксперт не исключает, что экономия бюджетных расходов может быть достигнута в том числе за счет снижения темпов индексации социальных обязательств.

Без колебания правительство будет резать инвестиционные расходы. Отраслевые стратегии, ставящие целью создание условий для модернизации экономики и перевода ее на инновационный путь развития, в условиях кризиса утратили актуальность. На эти цели физически нет денег. Например, только одна транспортная стратегия, рассчитанная до 2030 года, предусматривает общий объем капвложений 170,6 трлн. руб., из которых около 39,13 трлн. руб. должен был выделить федеральный бюджет. "Еще в прошлом году, когда эти отраслевые стратегии принимались, было ясно, что все это шапкозакидательство", - говорит Николаев. Он считает, что сейчас самое время провести ревизию этих проектов, отказавшись от явно недостижимых планов.

Как бы там ни было, вчерашнее выступление Кудрина стало фактически первым официальным признанием властей страны в том, что прежние планы модернизации страны и резкого роста благосостояния граждан вроде программы-2020 в результате кризиса как минимум оказались под угрозой, а как максимум - невыполнимы.



 

Устав КПРФ: Принят II Чрезвычайным Съездом КПРФ 14 февраля 1993 года.Изменения и дополнения внесены:

  • IV Съездом КПРФ 20 апреля 1997 года
  • V (внеочередным) Съездом КПРФ 23 мая 1998 года
  • VIII (внеочередным) Съездом КПРФ 19 января 2002 года
  • XI (внеочередным) Съездом КПРФ 29 октября 2005 года
Коммунистическая партия Российской Федерации. г.Москва 2005 год. Читать устав


  • Знамя КПРФ – красное.
  • Гимн КПРФ – "Интернационал".
  • Символ КПРФ – символ союза тружеников города, села, науки и культуры – молот, серп и книга.
  • Девиз КПРФ – "Россия, труд, народовластие, социализм!".
Читать программу партии


Краткая справка о КПРФ: Общероссийская общественная организация "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее - КПРФ) - общественная организация, созданная на добровольных началах гражданами Российской Федерации, объединившимися на основе общности интересов для реализации программных и уставных целей. Читать справку


© Copyright 2007 Меньщиков В.С. Valid XHTML, PHP, CSS.