Меню
Новости
Информация


Архив Новостей
Враг капитала
Красный мир
Красная Политика
Новости КПРФ
Публицистика
Карта Сайта

Правда
Москва
Свердловск
Омск
Пермь
Челябинск
Тюмень
Мордовия
Санкт-Петербурское городское отделение КПРФ
Красноярская Краевая Организация КПРФ
Новосибирская Областная организация КПРФ
Приморское Краевое Отделение КПРФ
Северское Отделение КПРФ
Союз Коммунистической Молодёжи РФ
Независимая Народная Газета
Рабочий Класс - газета Всеукраинского Союза Рабочих
Вестник Организационно-Партийной и Кадровой Работы
Компартия Украины
Русскоязычная газета КНР -
Rambler's Top100

ip-location

23.04.2009  КРИЗИС В ЗЕРКАЛЕ ПРЕССЫ

Кризис в зеркале прессы: Быстро ухудшается ситуация с доходами населения, потребительским и инвестиционным спросом и безработицей

--------------------------------------------------------------------------------

2009-04-22 11:00
KPRF.RU - По материалам СМИ

Кризис в зеркале прессы

Быстро ухудшается ситуация с доходами населения, потребительским и инвестиционным спросом и безработицей

По эффективности борьбы с кризисом Россия опередила лишь Украину

Стоимость потребительской корзины в среднем по России в конце марта 2009 года составила 7481 руб. в расчете на месяц - рост за квартал составил 7,3%, обогнав инфляцию на два процентных пункта.

Летом начнется волна банкротств строительных компаний

Граждане хотят законодательно урезать зарплаты руководителей компаний

Страны G-8 озаботились продовольственным кризисом



АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ И ЦБ

МИНФИН ПОДГОТОВИЛ КОНЦЕПЦИЮ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

Газета, 21 Апреля 2009

Минфин подготовил "Основные направления налоговой политики на 2010 год и на 2011 - 2012 годы". Документ не предусматривает революционных налоговых изменений, но содержит ряд точечных новаций по разным налогам. "Все важные антикризисные решения были приняты в октябре - декабре 2008 года " , - пояснил вчера директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин. В документе нет предложений о компенсации бизнесу налоговой нагрузки, которая возрастет из-за замены единого социального налога страховыми взносами и повышения их ставки с 26 до 34%. Впрочем, это не окончательный вариант документа.

Минфин ждет бюджетного послания президента. " Если по его итогам будут приняты какие-то решения, в " Основные направления " могут быть внесены изменения " , - отметил глава налогового департамента.

Продолжается подготовка законопроектов о трансфертном ценообразовании и консолидированном налогоплательщике ( концепции обоих законопроектов вчера были опубликованы на сайте Минфина).

Как уже сообщала "Газета", законопроект о трансфертных ценах касается всех внешнеторговых сделок взаимозависимых лиц без ограничения суммы сделок, а также сделок таких лиц внутри страны, сумма доходов и расходов по которым в год превышает 1 млрд рублей. При этом к взаимозависимым концепция относит физических лиц и организации, доля участия которых в других компаниях составляет более 20%, а также те компании или граждан, чья доля непосредственного участия в последующей организации более 50%, и ряд других.

Под контроль законопроекта о трансфертах не попадают холдинги: для них Минфин разработал специальный законопроект о консолидированном налогоплательщике.

Право на создание консолидированной группы предполагается дать российским организациям - плательщикам налога на прибыль.

Консолидированная группа налогоплательщиков ( КГН) может быть образована основным обществом и одним или несколькими его дочерними обществами, если доля непосредственного и ( или) косвенного участия основного общества в каждом из этих дочерних обществ составляет не менее 90%.

Вхождение в КГН дает право уплачивать налог на прибыль и подавать декларацию по этому налогу уполномоченным участникам группы. Кроме того, проверку полноты уплаты этого налога налоговые инспекции будут проводить одновременно по всем участникам, что должно усовершенствовать администрирование этого налога.

Представители Минэкономразвития в свою очередь ранее заявляли, что законопроект о трансфертах должен вступить в силу уже со следующего года, поскольку в условиях кризиса повышается риск вывода налоговой базы за пределы страны.

Бизнес в лице Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) подчеркивает необходимость доработки законопроекта с учетом норм и правил международного законодательства, чтобы избежать риска международных судебных споров.

РСПП поддерживает планы правительства о создании КГН. " Важно, чтобы оба эти законопроекта начали действовать одновременно", - говорит зампред налогового комитета РСПП по бюджетной и нологовой политике Андрей Тихоновский. Между тем по поводу сроков Илья Трунин вчера заметил, что работа над этими законопроектами должна быть закончена в 2010 - 2012 годах.

В ближайшие три года Минфин намерен завершить реформу амортизации, изменив состав амортизационных групп оборудования. С 2009 года правительство повысило размер амортизационной премии для третьей - седьмой групп оборудования с 10 до 30%.

"В дальнейшем мы предлагаем пересмотреть состав амортизационных групп не по срокам использования оборудования, а по его функциональному назначению, что сократит сроки амортизации " , - пояснил вчера Илья Трунин.

Для того чтобы сократить число злоупотреблений при слияниях и поглощениях компаний ( проведение реорганизаций часто используется компаниями для минимизации налога на прибыль), Минфин предлагает уже со следующего года изменить порядок переноса убытков при реорганизации.

Новый порядок ограничит сроки и размеры прибыли, которые компании смогут направлять на погашение убытков реорганизуемых компаний.

Для торговых компаний Минфин подготовил приятный сюрприз: уже с 2010 года потери от краж, поломок, боя товаров в магазинах с открытым доступом покупателей к товарам можно будет списывать на расходы в увеличенном размере (конкретные цифры будут установлены в законопроекте).

Кроме того, Минфин согласился с предложением Минэкономразвития, которое приветствовал и бизнес, - об увеличении предельной ставки процентов по кредитам, на которую можно уменьшить базу по налогу на прибыль. Она будет равна удвоенной ставке рефинансирования Центробанка - 26%. Решение должно быть принято уже в ближайшее время, а новая ставка будет распространяться на кредиты, взятые до 31 декабря 2009 года.

Налогу на добавленную стоимость (НДС) в " Основных направлениях налоговой политики " также уделено значительное внимание. В ближайшее время Минфин закончит работу над законопроектом об ускоренном возмещении НДС компаниям.

" Нужно развести во времени два процесса - проверку деклараций и возмещения НДС. Мы полагаем, что при предоставлении банковских гарантий компании смогут получить НДС из бюджета уже в течение 20 - 30 дней с момента подачи декларации " , - заявил Илья Трунин.

Однако идея с банковскими гарантиями может снизить положительный эффект для предприятий. "Порядок возмещения НДС должен быть заявительным, без обременения предприятий дополнительными условиями, такими как банковские гарантии", - говорит Андрей Тихоновский.

На практике введение механизма банковских гарантий под возмещение НДС, во первых, потребовало бы определения перечня этих банков. Во-вторых, банки установят процентные ставки на выделяемые средства для налогоплательщика. И чем дольше будет длиться налоговая проверка, тем больше по этим процентам налогоплательщику придется заплатить банку гаранту.

Банковская гарантия задумывается как своего рода страховка. Однако крупные налогоплательщики, обеспечивающие в общей сложности более 90% поступлений от НДС, давно и детально отчитываются перед налоговыми инспекторами и прекрасно им известны, поэтому такая страховка представляется излишней и способной лишь привести к дополнительной нагрузке на бизнес.

Минфин в свою очередь не поддерживает позицию Минэкономразвития об отмене НДС с авансов. " Действующий сейчас порядок, дающий право принять НДС к вычету в том периоде, когда аванс был выдан, более справедлив " , - настаивает Илья Трунин.

Отвечая на вопрос корреспондента " Газеты " о возможной компенсации бизнесу повышения ставок по страховым взносам, Илья Трунин сказал, что этот вопрос нужно будет рассматривать только после того, как станет понятно, как именно увеличится налоговая нагрузка на бизнес и как бизнес отреагирует на повышение.

"Предприятия могут сокращать издержки за счет снижения заработных плат", - предположил глава налогового департамента.

Особых льгот для нефтяников в "Основных направлениях" не предусмотрено. "Масштабы уже предоставленных льгот существенного облегчили налоговое бремя нефтяных компаний", - пояснил Илья Трунин. Однако в документе предусмотрены налоговые каникулы для месторождений Черного и Охотского морей.

Каникулы будут предоставлены на срок от 10 до 15 лет в зависимости от вида лицензии до достижения накопленного объема добычи на участке недр 20 млн тонн для Черного моря и 30 млн тонн для Охотского моря.

Кроме того, документом предполагается замена налога на добычу полезных ископаемых ( НДПИ) на налог на добавочный доход ( НДД). Основная разница между этими налогами в том, что последний позволяет дифференцировать налоговую нагрузку в зависимости от конкретных условий добычи нефти. Для новых месторождений она будет более низкая, для уже разработанных - более высокая.

"Менять систему налогообложения спецрежимов - упрощенного и единого налога на вмененный доход не нужно " , - отметил вчера Илья Трунин. По его словам, правительство и так достаточно сделало для того, чтобы поддержать развитие малого бизнеса: расширило возможности применения патента и дало регионам право снижать ставку по упрощенке с 15 до 5% по системе " доход минус расходы " .

Минэкономразвития предлагало фактически установить нулевую налоговую ставку для предприятий на упрощенном налоговом режиме и повысить порог для возможности работать на нем до 100 млн рублей.

"То, что предлагает Минэкономразвития, неконструктивно: ставки и так достаточно низки. Если что-то и сдерживает развитие малого бизнеса, то это лежит не в налоговой плоскости", - отметил Илья Трунин.

При этом он заявил, что Минфин поддерживает инициативу " ОПОРЫ России " об отмене единого налога на вмененный доход.

"Основные направления налоговой политики на 2010 год и на 2011 - 2012 годы " будут направлены на согласование в правительство на следующей неделе.

ПРЕЗИДЕНТ УВИДИТ КРИЗИС НА ЭКРАНЕ

Независимая газета, 21 Апреля 2009

Президент Дмитрий Медведев сможет отслеживать онлайн ситуацию с развитием кризисных явлений в регионах и получать экспертные заключения по их преодолению. По поручению главы государства была создана система интернет-мониторинга событий, аналогичная той, что была в распоряжении Медведева по контролю над реализацией нацпроектов - в его бытность первым вице-премьером правительства.

В последнее время глава государства недвусмысленно дал понять, что страдает от нехватки информации и нуждается в более развернутом анализе того, как развивается кризис в регионах. Напомним: на прошлой неделе он попросил Совет по содействию развитию институтов гражданского общества о том, чтобы он вел собственный мониторинг нарушения трудовых прав граждан в условиях массового увольнения работников предприятий. Он также попросил экспертов Института современного развития (ИНСОР) проводить мониторинг состояния дел в сфере трудовых отношений.

В распоряжение Медведева вскоре поступит новая информационно-аналитическая система мониторинга кризисных явлений в регионах. Ресурс пока работает в тестовом режиме. Кое-какую информацию глава государства может отслеживать уже сейчас. К примеру, получать информацию о росте безработицы и мерах, которые предпринимаются в регионах для ее преодоления. Глава государства распорядился создать единый информационный центр, чтобы упростить систему отчетности и возможности получения информации для администрации президента и правительства.

Как рассказал "НГ" источник, близкий администрации президента, федеральные ведомства вынуждены ужесточить контроль над состоянием сфер, которые курируют, поэтому каждое из них запрашивает оперативную отчетность от региональных администраций.

"Регионы завалены большим количеством запросов. Им не всегда понятно, из каких источников нужно брать данные, порой приходится дублировать информацию в разные ведомства. Поэтому президент дал поручение создать единый центр, куда стекалась бы информация на основе единой типовой фор- мы отчетности", - прояснил ситуацию собеседник "НГ".

Новая система, как стало известно "НГ", разработана на базе системы контроля над реализацией нацпроектов, запущенной в 2007 году по поручению тогда еще первого вице-премьера правительства Медведева. Тогда регионы присылали свои отчеты в единый мониторинговый центр по четырем направлениям - здравоохранение, образование, доступное жилье и сельское хозяйство. Медведев мог получать доступ к этой информации как на личном ноутбуке, так и на огромном плазменном экране, установленном в его кабинете.

В новую систему заложена аналогичная конструкция, которая поддерживает уже имеющуюся модель. Правда, по словам источника "НГ" в кремлевской администрации, в ней изменен подход: раньше мониторились события по четко обозначенным четырем направлениям, а теперь и общие события в экономической и социальной жизни. "Изменена логика системы, сейчас она событийно-ориентированная.

То есть описывается само событие, производится поиск причин его возникновения и дается экспертное заключение по поводу развития и преодоления нежелательных последствий. Информация заимствуется как из закрытых, так и из открытых источников", - отметил собеседник "НГ". На создание и поддержку системы мониторинга нацпроектов до 2010 года выделено 1,5 млрд. руб. В 2006-м на нее было потрачено 210 млн. руб., в 2007 году - 170 млн. руб. На разработку новой системы пока не было затрачено ни одного рубля.

Региональный эксперт Центра политических технологий Ростислав Туровский уверен: тот факт, что власть начала проявлять интерес к мониторингам, сам по себе является положительным моментом. Однако ожидать, что данные, которые поступают к президенту, вполне объективны, нельзя: "Очевидно, что информация фильтруется. То есть подменяется в зависимости от интересов лиц, участвующих в процессе. Кроме того, принято сглаживать острые углы, чтобы президент не думал, что в стране все очень плохо. Из-за отсутствия доверенной профессиональной команды главе государства сложно вырваться из этого замкнутого круга. Не спасают даже поездки в регионы, где президент может лично проинспектировать положение дел. Поэтому остается лишь совершенствовать методики сбора информации".

СОСЕДИ ПО НЕСЧАСТЬЮ

Время новостей, 21 Апреля 2009

По эффективности борьбы с кризисом Россия опередила лишь Украину. Согласно разработанному компанией ФБК индексу антикризисной активности повышать эффективность борьбы с кризисом удается только Великобритании и Германии. В США, Франции и Канаде эффективность антикризисной борьбы почти не меняется. Россия же находится в этом рейтинге на предпоследнем месте из восьми исследовавшихся государств, опережая Украину.

В программе антикризисных мер российского правительства на 2009 год говорится, что предпринятые в октябре - декабре 2008 года меры "позволили не допустить разрастания кризиса". Между тем, если в сентябре 2008 года объем промышленного производства вырос на 6,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то уже в январе 2009-го падение по сравнению с январем 2008-го составляло 16%, а в марте по сравнению с прошлогодним мартом - 13,7%. Когда подобная динамика основных показателей оценивается как недопущение разрастания кризиса, актуальными становятся попытки оценить эффективность антикризисной политики.

Эксперты ФБК предложили свою модель расчета интегрального индекса, учитывающего наиболее важные макроэкономические показатели (ВВП, золотовалютные резервы, объем промышленного производства, импорт, экспорт, индекс потребительских цен, безработица, фондовый индекс и другие) по восьми странам - России, США, Франции, Канаде, Германии, Великобритании, Украине и Казахстану. Выбор стран, по которым были рассчитаны индексы, определялся возможностью сбора необходимой статистической информации из открытых источников.

"В оценке эффективности борьбы с кризисом использование единственного показателя - ВВП, индекса промышленного производства или уровня инфляции - не дает возможности объективного мониторинга", - поясняет партнер ФБК Игорь Николаев. Поэтому для исследования решено было использовать совокупность таких показателей, которые характеризуют не только экономику, но и социальную сферу. Сводный показатель антикризисной эффективности для каждой страны - это сумма ежемесячных изменений всех показателей, взятых с соответствующими весовыми коэффициентами.

Отрицательные значения антикризисного показателя страны говорят о том, что состояние ее экономики хуже, чем в среднем по группе государств. А положительный антикризисный индекс - это признак более высокой устойчивости по сравнению с данной выборкой стран.

Основные значения индекса рассчитаны за период с июля 2008-го по январь 2009 года. Так как кризис пришел на постсоветское пространство с опозданием, до октября прошлого года Россия, Украина и Казахстан получали наибольшие значения индекса.

"Страны по-разному входили в кризис, но в острую фазу в октябре вошли одновременно", - считает Игорь Николаев. В октябре индекс для России оказался самым низким (-0,443), чуть лучше показатель был на Украине (-0,345). С тех пор Россия и Украина обосновались на дне индекса. В январе индекс для России был -0,6, еще меньше у Украины (-1,083).

Последние по времени расчетные значения индекса на текущий месяц свидетельствуют о том, что наихудшие значения из восьми оцениваемых стран имеют Украина (-1,083) и Россия (-0,600). У Казахстана индекс находится все же в положительной зоне 0,059.

Из развитых стран своими успехами выделяется Германия: в июле-августе 2008 года она была третья снизу в списке исследуемых стран, после чего стала подниматься - эффективность антикризисных мер правительства ФРГ стабильно растет. Это относится и к Великобритании: с последнего места в августе-сентябре она в январе поднялась на первое. Остальные страны, включая США, выразительной динамики роста по индексу за данный период не показали.

По словам заместителя руководителя "Росстата" Игоря Ульянова, предложенный подход к измерению антикризисных индексов очень эффективен, но при расчете необходимо учитывать, что природа кризиса в России отличается от западных стран. Причина проблем российской экономики, по его словам, - это перегрев в сфере предприятий, а причина проблем в США и Европе - перегрев в сфере домохозяйств.

"Эффективность - это отношение результата к затратам. Поэтому было бы правильно включить в расчет индекса и стоимость национальных антикризисных программ", - полагает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. По его словам, важно проводить сравнительный анализ эффективности антикризисных мер перед их внедрением и сопоставлять эффект со стоимостью реализации.

Правда, в ближайшие месяцы, по мнению экономиста, заметного улучшения российских экономических показателей ожидать не стоит, поскольку экономика в апреле с прошлого месяца "лежит на дне".

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА

БАЛАНСОВЫЙ ФОКУС

Ведомости, 21 Апреля 2009

Стабильный рубль лишил банки возможности роста: основные их показатели и прибыль сокращаются, увеличивается только объем просроченных кредитов. Активы 10 крупнейших банков (без Сбербанка) в марте снизились на 2%, подсчитал аналитик Максим Осадчий по данным российской банковской отчетности за I квартал 2009 г. Увеличить кредитный портфель удалось лишь двум банкам - Райффайзенбанку (0,2%) и Газпромбанку (7,3%). На 41% за месяц похудели счета кредитных организаций в банках, а с корсчетов в ЦБ банки забрали пятую часть средств.

Рост кредитного портфеля Газпромбанка связан c получением от ВЭБа субординированного кредита на 15 млрд руб., считает Осадчий.

Государство готовится предоставить дополнительные деньги банкам, однако раздумывает над условиями. Одним из способов должны как раз стать субординированные кредиты Внешэкономбанка.

Сейчас их выдача приостановлена. Необходимо более четко увязать выделение этих ресурсов с направлением их в экономику, считает помощник президента Аркадий Дворкович. Получать ресурсы должны самые надежные заемщики, одна из идей - ограничить их список теми, кто уже привлекал такие кредиты, рассказал директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин. Сейчас это ВТБ, Номос-банк, Ханты-Мансийский банк, Альфа-банк и Газпромбанк. На рубль, внесенный в капитал собственниками, ВЭБ добавлял по рублю кредита. Чиновники готовятся увеличить это соотношение, Саватюгин говорил о пропорции 1:3.

Балансы российских банков перестали расти с января, когда закончилась девальвация рубля, которая резко увеличивала рублевый эквивалент валютных активов. В январе совокупные активы выросли на 6,1%, а в феврале - сократились на 2%.

За январь - февраль первая десятка заработала 44 млрд руб., к концу квартала осталась половина - прибыль текущего года сократилась на 20,5 млрд руб. Без убытков март закончили только Россельхозбанк (177 млн руб.) и Юникредитбанк (317,3 млн руб.), самыми убыточными стали ВТБ (14,8) и Газпромбанк (6 млрд руб.). Юникредитбанк объяснил свой заработок переоценкой ценных бумаг и валюты. Балансовый убыток Газпромбанка от переоценки валюты за март составил 19,5 млрд руб., следует из его оборотной ведомости. Переоценка валюты и отчисление в резервы на возможные потери по ссудам - основные причины убытков у ВТБ, сообщал банк.

"Темпы роста банковского сектора в I квартале практически синхронны с колебаниями рубля, динамика всех показателей - чисто балансовый фокус", - замечает главный эксперт " ИнтерфаксЦЭА " Алексей Буздалин.

Выбивается из общей картины лишь опережающий рост просроченной задолженности по кредитам. Ее объем в марте увеличился у десятки на 13%, подсчитал Осадчий, в то время как объем выданных кредитов этими же банками - сократился на 1%. Лишь Газпромбанк смог увеличить кредитование - на 7%, Райффайзенбанк сохранил его - прирост 0,2%.

За квартал получается радужная картина: активы десятки увеличились на 6,4%, кредитный портфель - на 8,4%, а привлеченные средства клиентов - на 9%, говорит Осадчий, но все это - за счет января. По мнению главного экономиста банка "Траст" Евгения Надоршина, итоги I квартала "вытянула" валюта, госбанки чувствуют себя увереннее остальных за счет массивной господдержки. Но если убрать из балансов валютную составляющую, то в I квартале банковский сектор бы замер, уверен Надоршин:

"В феврале и марте, после того как начался обратный процесс и рубль укрепился (на 6,25% к доллару, на 1,38% - к евро), начали снижаться кредитные портфели как и объем средств клиентов". Кризис доверия прошел, теперь начинается второй этап - проблемы с просрочкой, предсказывает он.

С конца марта ЦБ начал еще и забирать собственные средства из банков (выдает в виде кредитов и депозитов), заменить их нечем, хотя даже они не смогли заменить средства , которые забрали из банка клиенты, считает Надоршин.

В марте объем средств клиентов в банках сократился на 20 млрд руб. (0,4%), а от ЦБ банки привлекли 7,8 млрд руб. , и теперь на средства ЦБ приходится 1,8 трлн руб., или 17% совокупных пассивов десяти крупнейших банков, посчитал Осадчий.

Наращивать объем бизнеса сейчас убийственно, уверяет руководитель крупного российского банка: кредиты выдаются только тем заемщикам, в которых банк абсолютно уверен, или которым без нового кредита не под силу исполнить обязательства даже перед банком. О развитии говорить не приходится, утверждает он - и ждет сокращения активов банка до конца года на 15-20%, рассчитывая избежать убытков. "О прибыли даже не заикаюсь - все идет в резервы", - заключает он.-

ЭКОНОМИКЕ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ОТСТЕГНУТЬ РЕМНИ

Коммерсант, 21 Апреля 2009

Росстат, Минфин и ФНС обнародовали всю базовую информацию о социально-экономическом положении РФ в марте 2009 года и в целом за первый квартал. Картина "жесткой посадки" экономики подтверждена, по итогам марта ряд показателей даже улучшились. Быстрое ухудшение ситуации с доходами населения, потребительским и инвестиционным спросом и безработицей не позволяют говорить о будущем росте. "Резкое падение и рост исключаются", - констатируют экономисты.

Росстат, опубликовавший вчера последние общие статистические сведения о состоянии экономики в первом квартале 2009 года, дал последние недостающие цифры для описания первого за последние годы квартала будущей рецессии в экономике РФ. Минфин, накануне обнародовавший данные об исполнении бюджета за первый квартал, продемонстрировал реальный рост госрасходов в марте, а ФНС, вчера опубликовавшая окончательные данные о сборе налогов за тот же период, в том числе в регионах, завершила общую картину.

Итоги первого квартала не дают оснований говорить ни о "временности" проблем в экономике, ни о "быстром восстановлении", но не допускают и "катастрофического" сценария. Промпроизводство в РФ за квартал сократилось к первому кварталу 2008 года на 14,3%, добыча полезных ископаемых - на 3,8%. Основное падение пришлось на газ - в первом квартале 2009 года добыча составила всего 85,3% от уровней прошлого года. Впрочем, эксперты полагают, что столь резкое падение обусловлено форс-мажором начала года. Второй составляющей промышленного обвала стала "посадка" обрабатывающих отраслей, "разгонявшихся" с начала 2007 года. Индекс обрабатывающих производств в марте 2009 года составил 79,5% год к году, в первом квартале - 79,2%. По итогам квартала стала окончательно ясна картина проблем в строительстве. Падение по отрасли в целом составило 19,3% в годовом выражении, объем работ в марте 2009 года на 20,2% меньше прошлогоднего. В отрасли сконцентрировано и основное сокращение инвестиций, в целом в экономике они упали в первом квартале 2009 года на 15%. В марте ситуация была хуже, чем в целом по кварталу.

Данные Минфина об исполнении бюджета показывают, что правительству удалось, несмотря на сокращение ряда бюджетных расходов, в целом тратить больше обычного: общие госрасходы в первом квартале 2009 года составили 21,6% ВВП (15,1% ВВП год назад). Выросли общее финансирование, расходы на трансферты, национальную экономику, ЖКХ и культуру. По данным ФНС, в исчислении "квартал к кварталу" сбор налогов упал на 9,2%, в региональные бюджеты - на 11,4%. Мартовские данные по сбору налогов оказались даже чуть лучше, чем квартальные. Пока на бюджетной системе более всего отразилось снижение сырьевых налогов и налога на прибыль. Сбор ЕСН даже вырос на 4,7%, из всех госфондов лишь сборы в ФНС за квартал снизились на 2,9%.

Снижение реального спроса отразилось, например, на обороте розничной торговли: в товарной массе в первом квартале 2009 года, по данным Росстата, он снизился к показателям первого квартала 2008 года на 1,1%, причем еще в январе его рост составлял 3,4% к январю 2008 года. В общем объеме выросла доля оборота рынков и ярмарок за счет сокращения доли стационарных торговых предприятий (в марте 2008 года сектор рос на 20%, в марте 2009 года - падал на 1,3%). Почти на 2% вырос удельный вес продовольствия в торговле, доля непродовольственных товаров сократилась с 52,7% до 50,9%, там январский рост продаж (5%) сменился падением на 5,1% в марте.

"Переждать" обвал без падения внутреннего спроса, как промышленного, так и потребительского, не удалось - во многом и из-за быстрого роста безработицы. В январе - марте уровень общей безработицы по методологии МОТ достиг 9,5% экономически активного населения, или 7,1 млн человек. Учитывая, что в январе в РФ общая безработица составляла 6,1 млн человек, а в феврале - 6,4 млн, можно предположить, что квартальный показатель 7,1 млн обеспечил резкий скачок безработицы до уровня 8,8 млн человек в марте (см. график). Экономисты, впрочем, не исключают, что Росстат пересмотрит показатели января - февраля, чтобы избежать демонстрации резкого роста безработицы в марте. "Волны увольнений в марте не было, как и скачка безработицы. Росстат недоизмерил показатель в начале года", - отмечает ведущий эксперт ЦМАКП Игорь Поляков. Он считает, что Росстат уже пересмотрел данные по реальным располагаемым денежным доходам населения в сторону увеличения - доходы в феврале выросли на 1,6% по сравнению с февралем 2008 года.

"Данные позволяют нам говорить о том, что экономика нащупала "плато" - резкое падение и рост доходов исключаются", - говорит Игорь Поляков. Темпы роста зарплат падают: средняя зарплата в марте 2009 года составила 17,4 тыс. руб. и по сравнению с мартом 2008 года выросла на 7,5% (27,9% в 2008 году). Наконец, цена кризиса для населения также становится все более понятной. Стоимость потребительской корзины в среднем по России в конце марта 2009 года составила 7481 руб. в расчете на месяц - рост за квартал составил 7,3%, обогнав инфляцию на два процентных пункта.

АВТОКОНЦЕРНЫ ПОМОГУТ СЕБЕ САМИ

Ведомости, 21 Апреля 2009

Производители готовят собственные программы субсидирования. В госпрограмму субсидирования процентных ставок попала лишь одна модификация Ford Focus, и компания решила cама предоставлять льготные кредиты на тех же условиях, что и государство, - на более дорогие Focus и Mondeo

Выдача льготных кредитов началась вчера и продлится минимум до 30 июля, а возможно, после оценки результатов и дольше, заявил вчера президент и управляющий директор Ford в России Найджел Брэкенбери. Они выдаются на тех же условиях, что и кредиты в рамках программы господдержки автомобилей российского производства, - 30%-ный первый взнос, субсидирование 2/3 ставки рефинансирования Банка России, срок кредита - от 12 до 36 месяцев. Кредиты выдают "Русфинанс банк", Газпромбанк, Райффайзенбанк, "Уралсиб" и "Юникредит". Ford будет компенсировать банкам ставку из собственных средств.

Россияне заинтересовались государственной программой - дилеры Ford зафиксировали рост посещаемости салонов с момента ее анонсирования, говорит Брэкенбери. Но в утвержденный Минпромторгом перечень автомобилей, на покупку которых выдаются субсидированные кредиты, попала только одна модификация Focus - трехдверный хетчбэк с двигателем 1,4 л и механической коробкой в комплектации Ambiente за 345 000 руб., а эта модель всегда составляла маленькую долю в продажах Ford. Большинство потенциальных клиентов, привлеченных условиями государственной программы, хотели бы купить автомобиль более высокого уровня, поэтому Ford расширила действие программы, говорит Брэкенбери. До кризиса в кредит продавалось 40-50% Ford, сейчас - не более 20%.

Инициатива Ford должна помочь продажам, уверен Максим Савицкий, руководитель направления общекорпоративного маркетинга банка "Уралсиб". Банковские ставки по рублевым автокредитам, опустившиеся перед кризисом до 10%, сейчас повысились до 16%, а чаще превышают 20%, валютные ставки увеличились меньше, но такие кредиты мало кто берет, опасаясь валютных рисков, говорит он.

Другие автопроизводители, попавшие в льготный список, вслед за государством делают покупателям собственные выгодные предложения.

Цена на базовую комплектацию Fiat Albea, включенную в перечень, осталась неизменной - 349 000 руб., рассказал Сергей Ильинский, пиар-менеджер Fiat в группе " Соллерс". Для желающих выгодно купить более дорогие модели Fiat действует предложение "Соллерс финанс", близкое по условиям к государственному: в "ВТБ 24" и Сбербанке можно взять кредит по ставке 10,4% в рублях с первым взносом в 20%. Эти условия распространяются и на покупку автомобилей другой производимой "Соллерсом" марки - корейской SsangYong.

РОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ НЕ УГНАЛСЯ ЗА ИНОМАРКАМИ

Независимая газета, 21 Апреля 2009

Расчеты властей на то, что введенные с 1 января заградительные пошлины на импорт подержанных иномарок позволят отечественному автопрому резко увеличить свою долю на внутреннем рынке, пока не оправдываются. Вчера компания "АСМ-Холдинг" опубликовала данные за первые три месяца этого года, согласно которым автопроизводство в стране снизилось в 2,9 раза - до 143,953 тыс. машин всех типов с 414,208 тыс. за тот же период годом ранее.

Импорт иномарок упал также в три раза, а производство отечественных иномарок - менее чем в два раза, что позволило иномаркам увеличить долю на рынке. Эксперты считают, что доля иномарок отечественного производства продолжит расти и далее в ущерб традиционным российским моделям.

Производство легковых автомобилей в первом квартале составило 123,342 тыс., тогда как годом ранее этот показатель достигал 331,111 тыс. штук, отмечается в исследовании "АСМХолдинга". При этом падение у исконно отечественных производителей оказалось куда более глубоким, нежели у иностранцев, занимающихся сборкой на территории России. В январе-марте было отмечено менее чем двукратное падение сборки иномарок - 66,182 тыс. шт. против 129,992 тыс. машин годом ранее. Тогда как сокращение производства автомобилей отечественных марок рухнуло более чем в 3,5 раза - с 201,119 тыс. до 57,160 тыс. машин.

Отечественному автопрому не помог даже протекционизм со стороны государства, которое ввело с нового года заградительные пошлины на подержанные и увеличило сборы за новые иномарки, ввозимые на территорию страны. В результате сложилась ситуация, когда поток подержанных импортных автомобилей упал в 20 раз, практически до нуля, тогда как ввоз новых иномарок, доля которых в импорте составила 97%, сократился почти в три раза - с 436,5 тыс. в первом квартале прошлого года до 148,5 тыс. в текущем году. Несмотря на потери импортеров, традиционные российские марки не смогли увеличить свою долю на рынке.

Эксперты отмечают нестабильность нынешней ситуации, развитие которой будет зависеть от общего состояния экономики. К тому же, как считает аналитик компании "БрокерКредитСервис" (БКС) Севастьян Козицын, данные по производству не совсем красноречиво и объективно отражают глубину падения автомобильного рынка. "Российские компании в конце прошлого года работали на склад, пользуясь снижением цен на металлы, - отмечает эксперт. - Отсюда и легкость, с которой руководство предприятий шло на увеличение выходных, и сокращенный график. Первый и наиболее важный сигнал о масштабах проблемы - снижение продаж на 47%, отмеченный в марте, - поясняет Козицын. - Это более красноречивый показатель катастрофы авторынка".

Напомним, что, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ), по итогам первого квартала продажа новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России упала на 40% - до 260 тыс. шт. При этом в марте продажи рухнули на 47% - до 119,7 тыс., тогда как в феврале спад составил 38%, а в январе - лишь 33%. Несмотря на то что лидерами продаж все равно оставались модели Lada, их показатели также снизились на 30-40%.

При этом говорить о том, что решение правительства направить десятки миллиардов рублей на поддержку производителей отечественных моделей и на субсидирование ставок по автокредитам дает положительный эффект, пока рано, считают аналитики.

"Насколько оправданны дотации и финансовые вливания в отрасль со стороны государства, можно будет оценить месяцев через пять-шесть, при условии, что ситуация в экономике начнет стабилизироваться, - считает гендиректор компании "2К Аудит - Деловые консультации" Тамара Касьянова. -О том, насколько ухудшится ситуация в автопроизводстве, определенно сказать нельзя - это будет зависеть от экономической ситуации в стране и мире в целом. Если не будет второй волны кризиса, ситуация в автопроизводстве может стабилизироваться. Однако резкого роста в любом случае ждать не стоит".

С этим мнением отчасти согласен и Козицын, который полагает, что меры правительственной поддержки заработают летом, а первый эффект можно будет ожидать в июле-августе. "Но наиболее объективные данные о том, как сказалась на отечественных производителях господдержка, появятся лишь к сентябрю-октябрю", - полагает аналитик.

При этом эксперты считают, что даже с учетом девальвации рубля и связанного с ней подорожания импорта иномарки в России будут в ближайшее время продаваться активнее традиционных отечественных моделей. "Очевидно, сохранится тенденция к росту доли иномарок отечественного производства, что, впрочем, наблюдалось и до кризиса, - считает Касьянова. - Продолжит снижаться и доля импортных иномарок, по которым серьезно ударил не только экономический кризис, но и повышение ввозных пошлин".

НДФЛ ОБОГНАЛ НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

РБК daily, 21 Апреля 2009

На фоне резкого снижения поступлений от налога на прибыль сбор налога на доходы физлиц (НДФЛ) вырос в первом квартале 2009 года на 5%, до 338,6 млрд руб. Таким образом, налоговые отчисления граждан могут стать основным источником поступлений в региональные бюджеты. Этот вывод можно сделать из обнародованной вчера статистики Федеральной налоговой службы (ФНС). Эксперты связывают положительную динамику поступлений НДФЛ с ростом зарплат бюджетников и полагают, что сложившееся соотношение фискальных поступлений в 2009 году сохранится.

НДФЛ в объеме доходов региональных бюджетов продемонстрировал в этом году рост на фоне резкого снижения налога на прибыль. "По НДФЛ мы видим некоторое увеличение по сравнению с прошлым годом, связанное с повышением зарплат работников бюджетной сферы", - сообщил замминистра финансов Антон Силуанов. Несмотря на то что доля зарплат бюджетников составляет всего 30%, а в реальном секторе зарплаты не выросли, рост НДФЛ составил 5%, говорит чиновник.

Антон Силуанов напомнил, что снижение налога на прибыль за первые три месяца 2009 года составило 51%. Этот налог, по его словам, наиболее чувствителен к изменению экономической ситуации. Снизились доходы предприятий в период кризиса, объясняет ведущий юрисконсульт компании МКПЦН Елена Шорина. Кроме того, с 1 января 2009 года ставка налога на прибыль снизилась с 24 до 20%, что тоже способствовало сокращению поступлений в казну.

Доля НДФЛ в структуре региональных доходов в 2008 году составила 38%, а налога на прибыль - 40%, говорит гендиректор Экономической экспертной группы Александр Андряков. "В этом году на первый план выходит НДФЛ", - констатирует Антон Силуанов.

Помимо НДФЛ уверенный прирост доходов в бюджеты субъектов показали акцизы на горюче-смазочные материалы. "Около 20% к уровню прошлого года", - уточнил Антон Силуанов. Как полагают в Минфине, по другим источникам доходов в текущем году будет сохраняться уровень собираемости прошлого года. "В частности, не изменится существенно уровень земельного и имущественного налога", - отметил замминистра.

Эксперты говорят о закономерной смене лидера поступлений в региональные бюджеты: экономический кризис не мог не повлиять на показатель прибыльности предприятий. "В итоге к концу 2008 года и по итогам первого квартала 2009 года многие компании были вынуждены констатировать убытки, что привело к снижению налога на прибыль", - поясняет ведущий консультант ООО "Финэкспертиза" Елена Корнетова. Кроме того, в четвертом квартале 2008 года налогоплательщики получили право уплачивать налог на прибыль, исходя из реально полученных - снижающихся - доходов, не ориентируясь при ежемесячном расчете налога на показатели предыдущего, докризисного периода.

Роста заработных плат в частных компаниях в текущем году не наблюдается, утверждает руководитель налогового и финансового департамента АКГ "Интерком-Аудит" Андрей Приходько. Поэтому рост поступлений налога с физлиц может быть связан только с повышением выплат бюджетникам. "По сравнению с плачевными отчислениями по налогу на прибыль в этом году НДФЛ, безусловно, выходит на первый план как источник пополнения региональных бюджетов", - говорит Андрей Приходько.

Между тем Александр Андряков обращает внимание на то, что рост поступлений от НДФЛ значительно уступает величине инфляции. По данным Минфина, в 2008 году инфляция составила 13,3%. Примерно те же 13% достигнет инфляция в 2009 году, полагает министр финансов Алексей Кудрин.

ПРОВИНЦИЮ ОСТАВИЛИ БЕЗ ДЕНЕГ

Независимая газета, 21 Апреля 2009

Кризис обострил проблему перекосов в распределении между Центром и регионами налоговых доходов и обязательств перед населением. Вчера Федеральная налоговая служба (ФНС) и Минфин сообщили о том, что в первом квартале доходы регионов упали значительно сильнее, чем снизились поступления в федеральный бюджет. В результате создалась ситуация, когда непонятно, за счет каких ресурсов власти регионов будут поддерживать социальные расходы и выплаты бюджетникам.

Отдельные регионы, как Челябинская и Астраханская области, уже выбрали годовой лимит дотаций из федерального бюджета. Выхода из такой ситуации только два - либо увеличение дотаций и быстрое исчерпание Резервного фонда, либо новые секвестры региональных расходов, включая ограничения зарплат местных бюджетников.

"В целом доходы бюджетов регионов сократились на 13%, и объем доходов в реальном выражении находится на уровне 2007 года. Снижение поступлений от налога на прибыль за первые три месяца этого года составило 51%", - заявил вчера журналистам замминистра финансов Антон Силуанов. Налог на прибыль, по словам чиновника, оказался наиболее чувствительным к изменению экономической ситуации. Кроме того, в рамках антикризисных мер предприятия получили льготы, также снизившие налоговые поступления. По оценке Силуанова, субъекты Федерации испытывают трудности в связи с требованиями налогоплательщиков о возврате уплаченных в прошлые годы налогов. Как известно, в 2009 году ставка налога на прибыль была снижена с 24 до 20%. При этом доля федерального бюджета в этом налоге снизилась с 6,5 до 2,5% от налогооблагаемой прибыли. Фактически весь недобор этого налога теперь оборачивается новыми дырами в бюджетах регионов.

По данным Силуанова, в 2009 году отмечен некоторый рост сборов налогов на доходы физических лиц (НДФЛ) из-за прошлогоднего повышения зарплат бюджетников. "Доля зарплат бюджетников составляет всего около 30%, а в реальном секторе зарплаты не выросли. При этом рост по НДФЛ составил 5%", - пояснил заместитель Алексея Кудрина.

Вчера ФНС уточнила, что поступления в консолидированный бюджет, включающий бюджеты регионов и федеральный бюджет, снизились на 9,2%. Поступления в консолидированные бюджеты субъектов, по данным ФНС, упали в январе-марте на 11,4%. Поступления в федеральный бюджет уменьшились на 6,6%.

Значительнее всего упали поступления налога на прибыль и НДПИ. В частности, поступления от налога на прибыль в фе- деральный бюджет сократились на 43,5% по сравнению с январем-мартом 2008 года. Сокращение поступлений в бюджеты субъектов от этого налога составило 35,1%. Поступления НДПИ в федеральный бюджет снизились на 54,2%, а в бюджеты субъектов - на 44,4%. По сравнению с январем-мартом 2008 года поступления НДПИ снизились в 2,2 раза, что вызвано снижением цены на нефть с 89,9 доллара в декабре 2007 - феврале 2008 года до 41,1 доллара в декабре 2008 - феврале 2009 года. Заметим, что речь идет о номинальных сборах в рублях. Реальная же стоимость этих сборов - с поправкой на инфляцию - почти на 13% меньше, чем годом ранее.

За средним по стране сокращением региональных доходов в 13% скрывается крайне поляризованная картина. Около 10 субъектов прогнозируют падение региональных доходов более чем на 18%, в том числе в Тюменской области ожидают падения доходов по итогам года на 53%.

По итогам января-февраля максимальное падение налоговых доходов произошло в Тюменской области и ЯмалоНенецком автономном округе (на 70%), Ханты-Мансийском автономном округе (на 50%), Удмуртской Республике и Челябинской области (на 45%), Пермском крае и Москве (на 43%), Свердловской области (на 38%). Такие данные приводит Минрегион. По его данным, в январе-феврале 2009 года доходы от налога на прибыль упали на 61%.

Доля федеральных дотаций в доходах 16 регионов за первые два месяца года превысила 40%. Бюджеты Алтая, Дагестана и Тувы более чем на 70% сформированы за счет финансовой помощи из федерального бюджета. В бюджетах Магаданской области, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Бурятии и Карачаево-Черкесии федеральные дотации составляют от 61-67%. При этом почти треть федеральной помощи в январе-феврале была перечислена регионам с опережением графика. Так, Астраханская и Челябинская области получили весь предусмотренный на 2009 год объем дотации, Волгоградская и Рязанская области - половину от годовых назначений, Республика Северная Осетия, Краснодарский край, Архангельская и Новгородская области - пятимесячную норму.

Эксперты считают, что регионам предстоят новые сокращения расходов, а Минфину скорее всего предстоит увеличить помощь бюджетам субъектов Федерации. "Большинство регионов уже сократили инвестиционные расходы. Многие заморозили индексацию зарплат местных бюджетников", - отмечает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. По его словам, суммарный лимит дотаций регионам в 300 млрд. руб. был сформирован исходя их сценария падения ВВП на 2,2% в 2009 году. Однако, поскольку реальные темпы спада значительно выше, Минфину почти наверняка предстоит увеличить объем дотаций.

"На НДФЛ и налог на прибыль приходится около двух третей доходов региональных бюджетов. Учитывая в лучшем случае нулевой номинальный рост доходов населения и возможное сокращение до нуля прибылей большинства предприятий, прогноз падения региональных доходов на 20-25% кажется очень реалистичным", - считает замначальника аналитического департамента компании "Арбат Капитал" Алексей Павлов.

"Богатые регионы могут безболезненно отказаться от каких-то расходов. Но у многих субъектов почти все расходы уходят на социалку, и сокращение здесь может быть чувствительным", - считает главный экономист "Открытия" Данила Левченко.

"Экономить будут прежде всего на зарплатах бюджетников и региональных госслужащих, на сокращении работников бюджетной сферы, расходах бюджетных учреждений на закупку техники, на питание, медикаменты и транспорт. Кроме того, происходит снижение объема инвестиций - в новое строительство, благоустройство, капремонт дорог", - отмечает эксперт проекта "Система Главбух" Ольга Лежнина. Многие эксперты уже отметили, что сокращение расходов этими методами идет вразрез с высказанной правительством антикризисной политикой.

 

Устав КПРФ: Принят II Чрезвычайным Съездом КПРФ 14 февраля 1993 года.Изменения и дополнения внесены:

  • IV Съездом КПРФ 20 апреля 1997 года
  • V (внеочередным) Съездом КПРФ 23 мая 1998 года
  • VIII (внеочередным) Съездом КПРФ 19 января 2002 года
  • XI (внеочередным) Съездом КПРФ 29 октября 2005 года
Коммунистическая партия Российской Федерации. г.Москва 2005 год. Читать устав


  • Знамя КПРФ – красное.
  • Гимн КПРФ – "Интернационал".
  • Символ КПРФ – символ союза тружеников города, села, науки и культуры – молот, серп и книга.
  • Девиз КПРФ – "Россия, труд, народовластие, социализм!".
Читать программу партии


Краткая справка о КПРФ: Общероссийская общественная организация "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее - КПРФ) - общественная организация, созданная на добровольных началах гражданами Российской Федерации, объединившимися на основе общности интересов для реализации программных и уставных целей. Читать справку


© Copyright 2007 Меньщиков В.С. Valid XHTML, PHP, CSS.