Меню
Новости
Информация


Архив Новостей
Враг капитала
Красный мир
Красная Политика
Новости КПРФ
Публицистика
Карта Сайта

Правда
Москва
Свердловск
Омск
Пермь
Челябинск
Тюмень
Мордовия
Санкт-Петербурское городское отделение КПРФ
Красноярская Краевая Организация КПРФ
Новосибирская Областная организация КПРФ
Приморское Краевое Отделение КПРФ
Северское Отделение КПРФ
Союз Коммунистической Молодёжи РФ
Независимая Народная Газета
Рабочий Класс - газета Всеукраинского Союза Рабочих
Вестник Организационно-Партийной и Кадровой Работы
Компартия Украины
Русскоязычная газета КНР -
Rambler's Top100

ip-location

02.06.2009  КРИЗИС В ЗЕРКАЛЕ ПРЕССЫ

      Кризис в зеркале прессы: Cпрос на электроэнергию в России продолжает падать
      
      --------------------------------------------------------------------------------
      2009-06-01 13:20
      KPRF.RU- по материалам СМИ
      
      Кризис в зеркале прессы
      
      В 2009 г. в мире без работы останется четверть миллиарда людей
      
      Cпрос на электроэнергию в России продолжает падать
      
      500 ведущих компаний мира подешевели на 42%
       
      АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ И ЦБ
     МИНСЕЛЬХОЗ НЕ СДАЛ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
      
      Коммерсант, 1 Июня 2009
      
      Правительственная комиссия по развитию АПК под руководством Виктора Зубкова рассмотрела сокращенную Госпрограмму развития сельского хозяйства. В результате апрельского пересмотра бюджета на этот год ее финансирование сократилось на 39% - с первоначальных 100 млрд руб. до 61 млрд. Подготовленные Минсельхозом к этому заседанию расчеты по составным частям госпрограммы (двум ФЦП, четырем ведомственным и двум отраслевым программам) первого вице-премьера не устроили. Прежде всего претензии были к пропорции снижения расходов и целевых показателей, например по ФЦП "Социальное развитие села" - общие затраты на нее оказались урезаны вполовину. Одновременно Минсельхоз соответственно снизил и плановые показатели: например, строительство жилья для молодых специалистов урезали на 44,6%, а газовых сетей - на 55,6%.
      
      Математический подход на заседании был отвергнут, а Минсельхозу было предписано за меньшие деньги выполнить старые нормативы. По данным "Ъ", на заседании комиссии было признано, что стоимость жилых помещений на селе на треть ниже норм, установленных на приобретение служебного жилья Минрегионом (на 2008 год они составляли 17 825 руб. за "квадрат", значит, сельский "метр" должен обходиться Минсельхозу не дороже 12 550 руб.). Поэтому прежние расчеты Минсельхоза были признаны недостаточно обоснованными и отправлены на доработку. Параллельно Виктор Зубков потребовал "увеличить ответственность Минсельхоза за результативность управленческих решений".
      
      Этим претензии правительства к финансовой политике Минсельхоза не исчерпались. По данным господина Зубкова, ведомство заморозило 7 млрд руб., выделенных в рамках госпрограммы на софинансирование региональных программ развития молочного и мясного скотоводства. Сами программы сокращению не подверглись, но деньги, выделенные по ним на поддержку региональных мероприятий, оказались заблокированы ведомством. Минсельхоз аргументировал свою позицию тем, что региональные программы "не обеспечивают достаточный уровень эффективности использования бюджетных средств". Однако 28 мая президент Дмитрий Медведев признал "неэффективным" уже подход Минсельхоза.
      
      Виктор Зубков донес до ведомства требование президента - "все предусмотренные средства оперативно направлять селянам".
      
      При этом неэффективность части региональных программ на заседании комиссии не оспаривалась. Поэтому обсуждались и альтернативные меры использования этих средств. Например, 3,5 млрд руб., предназначенных на развитие молочного скотоводства, было предложено использовать для молочных интервенций, а не "размазывать" по 56 региональным программам. О начале таких интервенций, аналогичных зерновым, правительство приняло решение еще в апреле 2009 года. Предполагалось, что они начнутся с 1 мая этого года, но так и не начались, отчасти именно из-за отсутствия средств.
      
      
      
      
      ДОЛГ ПОГАСИТ СУД
      
      Ведомости, 1 Июня 2009
      
      "Ведомости" прочли последнюю версию законопроекта "О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника". Он согласован с Высшим арбитражным судом, разослан на межведомственные согласования и летом будет внесен в правительство, говорит замдиректора департамента Минэкономразвития Дмитрий Скрипичников.
      
      По законопроекту процедуру банкротства в арбитражном суде могут инициировать и кредитор, и должник, если не погашенная в течение полугода задолженность превысила 50 000 руб. При подаче заявления у должника должны быть средства на оплату двух месяцев работы арбитражного управляющего (20 000 руб.) и опубликование информации об открытии производства.
      
      Далее речь может идти либо о реструктуризации долга сроком до пяти лет, либо его списании через конкурсное производство. План реструктуризации нужно предоставить не позднее 50 дней после опубликования информации о начале производства. Признание неплатежеспособным не освободит от возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, компенсации морального вреда, алиментов и от иных требований, неразрывно связанных с личностью кредитора. При конкурсном производстве эти долги взыскиваются в первую очередь.
      
      Если реструктуризация не получилась, должника ждет распродажа имущества, но не всего. Нельзя конфисковать единственное жилье и земельный участок, если только они не заложены по ипотеке, деньги в сумме не более 25 000 руб., предметы личного пользования (одежда), бытовую технику до 30 000 руб., профессиональное оборудование (у таксиста - автомобиль).
      
      Освобождаться от долга можно не чаще чем раз в пять лет. Если до истечения этого срока гражданина признают неплатежеспособным по иску кредитора, будет обычное исполнительное производство до полной выплаты долга.
      
      В первую очередь поправки позволят реструктурировать долг тем, чье имущество дороже долга, говорит Скрипичников, если же значительный кредит выдан заемщику, у которого ничего не было, это ошибка банка и надо дать такому человеку списать долг.
      
      Сумма в 50 000 руб. незначительна, в таком случае проще реструктурировать долг непосредственно с банком, чем терпеть расходы на юридическое сопровождение и управляющих, считает гендиректор "Секвойя кредит консолидейшн" Елена Докучаева. Потенциальная аудитория - сотни тысяч человек, уверен председатель "Конфоп" Дмитрий Янин: законопроект позволит многим потерявшим работу избавиться от долгов. Янин опасается, что банки будут тормозить принятие закона.-
      
      
      
      
      ЧЕМ ПЛОХИ БАНКИ
      
      Ведомости, 1 Июня 2009
      
      Руководители ЦБ объяснили, почему они столь подозрительны к банкам. Кризис еще толком не потрепал российские банки, а потому надо не ослаблять надзор, а усиливать его, убеждены в ЦБ. Сейчас в ЦБ три заявки на банковские слияния, рассказал Сухов. Первая пара - МДМ-банк и "Урса банк", вторая - два средних банка, третья - банк с акционерами нерезидентами, присоединяющий российский банк, уточнил он. ЦБ сообщал о планах присоединения Белдорбанка к Руснарбанку. Авторов третьей заявки Сухов назвать отказался.
      
      Участники слияний попадают в группу риска, признался начальник управления организации надзора за кредитными организациями Николай Печелиев: есть опасения, что банки будут пополнять капитал за счет ненадлежащих активов, например за счет кредитов. "Мы должны предварительно изучать, как происходят объединения, иначе это приведет к фатальным ошибкам", - уверен Печелиев. По логике Сухова, ослабление надзора дестимулирует консолидацию банков.
      
      Коллапса банковской системы не будет, заверили руководители ЦБ на банковском конгрессе в Санкт-Петербурге. А день спустя объяснили почему: следить за банками станут строже.
      
      ГОСКОНТРОЛЬ
      
      К концу 2009 г. доля пяти крупнейших банков в совокупных активах перевалит за 50%, уверен директор департамента лицензирования и оздоровления финансовых организаций ЦБ Михаил Сухов. Сейчас, по его словам, эта доля составляет 48% - за последние шесть месяцев она выросла сразу на пять процентных пунктов. Смущает Сухова лишь то, что все крупнейшие банки контролируются государством:
      
      "Хотелось бы, чтобы в топ-пятерке появился частный банк, это было бы дополнительным оздоравливающим фактором".
      
      Консолидация активов происходит в госсекторе, среди частных банков она замедлилась, предупреждает член совета директоров банка "Ак барс" и Инвестбанка Андрей Верников. "Никто не готов брать чужие риски, - делится предправления небольшого московского банка. - Особенно тяжело оценивать активы - стремление нарастить портфель кредитов во что бы то ни стало теперь отыгрывается банкам. И не самым приятным образом".
      
      ТУЖЕ ГАЙКИ
      
      Не только слияния заставляют ЦБ закручивать гайки. "Куда ни ткни пальцем - все требует усиления и укрепления", - признался замдиректора департамента банковского регулирования и надзора Банка России Владимир Чистюхин. Иначе "нормативы мы начинаем читать, когда уже все нарушено", констатировал директор юридического департамента ЦБ Сергей Голубев.
      
      ЦБ не ждет понимания подопечных. "Наши российские банки менее законопослушны и более конфликтны по сравнению с западными, любые нормативные, более жесткие требования помимо желания исполнить вызывают желание их обходить", - говорит Чистюхин. Причины в том, что частные банки, пытаясь конкурировать с иностранцами и госбанками, допускали для себя большие риски. Поэтому Чистюхин ожидает сокрытия реального положения как в отдельных банках, так и в банковской системе в целом.
      
      Не время ослаблять надзор, поскольку кризис не добрался до балансов банков, считает Сухов. Единственным послаблением может быть только временная отмена требования к доходности банков - участников системы страхования вкладов, считает Сухов. А послушным банкам реже придется принимать проверяющих и проще будет занять у ЦБ, надеются Чистюхин и зампред ЦБ Сергей Швецов. Или меньше отчислять в АСВ, предлагает руководитель департамента банковского надзора ЦБ Алексей Симановский.
      
      Если ослабить требования к банкам, предположим на 5%, то это будет стоить государству примерно 100 млрд руб., подсчитал Сухов. Бывали случаи категорически неправильного управления банками, включая высокие риски и манипулирование активами, поэтому, уверяет он, нельзя идти на послабления для крупных финансовых институтов, которые привлекают средства на открытых рынках.
      
      "Хуже рисков может быть только ложь об отсутствии рисков", - подытожил Симановский.
      
      ВОЗМЕЗДИЕ ГЕНИЯМ
      
      "Каким бы идеальным надзор ни был, все не увидеть, у нас в банках работают гениальные люди, которые придумывают такие схемы, что их можно увидеть только после банкротства", - признал первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян. Он отметил, что у огромного количества банков с отозванными лицензиями наблюдался вывод денег для нужд хозяев, никак не связанных с банком. Он заявил, что расценивает такие случаи вывода активов как "настоящее воровство". Нередко банкиры, выводя активы из своих банков, объясняют свои действия тем, что они не забирают средства вкладчиков, поскольку "АСВ заплатит гражданам", а выводит свои собственные средства из банков. "Это реальные случаи!" - пугает Меликьян. Ответственность за это, по его мнению, должна быть безусловной.
      
      Временный механизм финансового оздоровления банков (действует до 31 декабря 2011 г.) может стать постоянным, рассказал Сухов. По его словам, банки уже вернули государству 14 млрд руб., до конца года вернутся деньги еще с двух проектов и сумма может достигнуть 63 млрд руб. "Деньги реально возвращаются, на них можно будет осуществлять новые санации", - отметил он.-
      
      
      
      
      УБЫТКИ БАНКОВ ВОЙДУТ В СИСТЕМУ
      
      Коммерсант, 1 Июня 2009
      
      О том, что Банк России разрабатывает поправки к закону "О страховании вкладов", которые позволят не учитывать показатель доходности в критериях участия банков в системе страхования вкладов (ССВ), сообщил директор юридического департамента ЦБ Сергей Голубев. "Банкам достаточно сложно соответствовать некоторым параметрам при оценке финансового состояния для участия в ССВ", - цитирует его "РИА Новости". Окончательный вариант поправок еще не выработан, и существует несколько позиций на этот счет, уточнил в пятницу источник "Ъ" в Центробанке.
      
      Согласно ст. 44 закона "О страховании вкладов", показатель доходности банка учитывается при оценке его финансовой устойчивости. Достаточная финансовая устойчивость наряду с достоверной отчетностью банка, соблюдением им обязательных нормативов и отсутствием нарушений в деятельности - основные критерии участия банков в системе страхования вкладов. Если банк перестает соответствовать хотя бы одному из них, он теряет право на привлечение средств граждан во вклады.
      
      В кризис вклады граждан - один из основных факторов пополнения ликвидности банков.
      
      Ослабить требования закона к банкам, участвующим в ССВ, банкиры просят уже несколько месяцев. Однако до сих пор Банк России не реагировал на просьбы либерализовать закон, ограничиваясь незначительной корректировкой собственных нормативных актов. В конце мая ЦБ обнародовал проект поправок к указанию "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страховании вкладов". Они позволяют банкам немного увеличить показатели доходности за счет исключения из расходной части налоговых выплат и убытков от переоценки ценных бумаг (см. "Ъ" от 25 мая). Однако это послабление участники рынка сочли незначительным.
      
      Внезапную готовность ЦБ поправить закон "О страховании вкладов", отказавшись от контроля за показателями доходности, участники рынка связывают с прогрессирующим ухудшением ситуации не только у мелких и средних, но и у крупных игроков. По итогам первого квартала чистый убыток показал целый ряд крупных банков - "Уралсиб" (1,6 млрд руб.), Промсвязьбанк (1,5 млрд руб.), "Русский стандарт" (1,43 млрд руб.), Росбанк (510 млн руб.), "Абсолют банк" (317 млн руб.), ВТБ 24 (239 млн руб.). "Для нас важно, что банк не рискует быть исключенным из системы страхования вкладов за нарушение показателя доходности", - сообщили "Ъ" в ВТБ 24. В данное кризисное время это послабление - своевременный и полезный шаг со стороны Центробанка, согласны и в Росбанке.
      
      "Без риска исключения из системы страхования вкладов банки могут не соответствовать критерию доходности в течение двух отчетных квартальных дат подряд, - напоминает замгендиректора АСВ Андрей Мельников. - Однако регулятор, видимо, не исключает, что банки не будут прибыльными гораздо дольше".
      
      Участники рынка согласны: предпосылок для улучшения ситуации с банковской доходностью во втором квартале по сравнению с первым нет. Просрочка в апреле продолжала расти на 15,5% по кредитам юридическим лицам и на 7,4% по кредитам физическим лицам. Мартовский рост составил 12,5% и 4,7% соответственно. Руководство Сбербанка, завершившего апрель с прибылью только благодаря возврату налогов, уже заявило, что не ожидает прибыли по итогам года в связи с ухудшающейся платежной дисциплиной заемщиков (см. "Ъ" от 27 мая). Впрочем, один лишь отказ от контроля за доходностью банка проблему массового исключения из системы страхования вкладов не решит. "Если банк систематически не будет получать прибыль, то это негативно отразится на достаточности его капитала, а оценка капитала - первый из критериев участия в системе страхования вкладов", - говорит гендиректор "Интерфакс-ЦЭА" Михаил Матовников.
      
      
      
      
      ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРОЗАСЕДАЕТ В ЗАЩИТУ КУДРИНА
      
      Независимая газета, 1 Июня 2009
      
      Правительство во главе с премьером Владимиром Путиным готовится дать отпор слухам о возможной отставке вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина, вновь обострившимся в последнее время на фоне провалов в финансово-экономической политике. По данным источника "НГ", близкого к Белому дому, на отставке главы Минфина настаивают в администрации президента. Как ожидается, в противовес этим слухам и сигналам из Кремля сегодня президиум правительства подчеркнуто деликатно и доброжелательно заслушает отчет о выполнении бюджета за 2008 год.
      
      Фактически сегодняшнее заседание президиума правительства будет посвящено приятным воспоминаниям. Главным вопросом в повестке дня значится доклад Минфина об исполнении бюджета прошлого года. По действующему законодательству, эта формальная процедура носит обязательный характер и каждый год проходит в конце весны. Поскольку страна без малого полгода живет новым бюджетом и всех больше интересуют насущные проблемы, возврат кабинета министров в прошлое, итоги которого были в общих чертах много раз озвучены и обсуждены, ни у кого не вызвал обостренного интереса.
      
      Однако сегодняшнее заседание президиума правительства имеет скрытый смысл. Не исключено, что оно станет важным пиар-мероприятием, призванным продемонстрировать решимость премьера и правительства развеять слухи о возможной отставке Алексея Кудрина. Близкий к Белому дому источник "НГ" на условиях анонимности сообщил, что в администрации президента возлагают на Кудрина ответственность за провалы в исполнении бюджета текущего года, в провале модернизации экономики в предшествующие годы и на этом основании предлагают отправить его в отставку.
      
      В этой ситуации спасти Кудрина от нападок из Кремля может только вмешательство Владимира Путина. По информации "НГ", премьер не собирается сдавать давнего и верного соратника и хотел бы сохранить его в своей команде в прежнем качестве. В этой борьбе все средства хороши. В том числе и отчет о достаточно успешном исполнении прошлогоднего бюджета. Как известно, даже провальный для российской экономики из-за глобального финансового кризиса четвертый квартал 2008 года не увел итоговые показатели в отрицательную зону. ВВП вырос на 5,6%, госдоходы составили почти 9,28 трлн. руб., расходы - около 7,57 трлн. руб., профицит - 1,705 трлн. руб.
      
      Решающую роль в формировании макроэкономических показателей сыграла, конечно же, высокая среднегодовая цена на углеводородное сырье, а отнюдь не Минфин. Как ожидается, на заседании президиума правительства в актив Кудрина будут записаны все достижения бюджета, возможно, последнего "тучного" года в новейшей российской истории.
      
      Научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин подтвердил "НГ", что в настоящий момент деятельностью Кудрина имеется "острое недовольство в президентской администрации". Кроме того, высказываются предложения вплоть до отставки. В то же время у Путина "есть большое желание спасти" бессменного главу Минфина. "В этом будет скрытый смысл этого заседания президиума правительства. Журналистам же предложат жвачку о прошлогоднем бюджете", - говорит Делягин. Претензии к Кудрину со стороны президента связаны с тем, что страна "переживает бюджетную катастрофу". В апреле дефицит бюджета составил 11,2% к ВВП, такого не наблюдается даже в США, подчеркнул эксперт.
      
      Отставка Кудрина - мечта многих. Попытки убрать его из Минфина предпринимались неоднократно. В сентябре прошлого года уход Кудрина казался делом решенным. Четыре дня глава Минфина откровенно бездействовал в условиях лавинообразно нараставшего кризиса в стране, напомнил Делягин. Эксперт объясняет это тем, что в тот момент Кудрин либо был де-факто лишен полномочий, либо у него были основания считать, что он такими полномочиями не обладает. Впрочем, спасать финансовую систему и фондовый рынок пришлось именно ему. Средства были "варварские, неэффективные, но лучше так, чем никак", считает Делягин.
      
      
      
      
      УМСТВЕННАЯ РАБОТА
      
      Время новостей, 1 Июня 2009
      
      Переход России от сырьевой экономики к инновационной остается ключевой задачей развития страны на обозримую историческую перспективу. Глобальный экономический кризис не только не отменил эту задачу, но сделал ее решение еще более важным для конкурентоспособности страны. В ближайшие дни может состояться первое заседание недавно созданной Комиссии при президенте по модернизации и технологическому развитию экономики России, которую возглавил лично Дмитрий Медведев.
      
      Согласно положению, перед комиссией стоят три задачи. Это выработка государственной политики в области модернизации и технологического развития экономики, координация деятельности органов власти всех уровней, а также предпринимательских и экономических сообществ, и определение приоритетных направлений, форм и методов государственного регулирования в вышеуказанных целях.
      
      Российские власти все время призывают использовать кризис как очистительное горнило, чтобы экономика вышла из него модернизированной и диверсифицированной. При этом до сих пор основная помощь государства достается традиционным отраслям российской сырьевой экономики. Просто потому, что они составляют основу нашей экономики.
      
      Президент Дмитрий Медведев на недавней встрече с предпринимателями признал этот факт, но объяснил его тем, что деньги государства и должны доставаться отраслям, которые приносят основные доходы бюджету. Выход из создавшегося противоречия - каким образом поддерживать "новую экономику", тратя деньги на сырьевые отрасли, причем в условиях, когда резервов с каждым месяцем остается все меньше, и должна найти новая комиссия.
      
      Глава экспертного совета общественной организации "Деловая Россия" Антон Данилов-Данильян полагает: для выполнения того, что заявлено в названии нового органа, комиссии следует разработать ясные и четкие предложения по запуску остановившегося инвестиционного процесса. "Должен быть акцент на обрабатывающих отраслях, иначе из кризиса мы выйдем еще более ориентированными на сырье, чем были до него, - сказал он газете "Время новостей". - Тем более пока таких документов от правительства нет. К сожалению, антикризисный план не содержит таких мер. Это именно план, посвященный тому, как удержать экономику на плаву. Стратегия-2020 содержала такие предложения (по развитию обрабатывающих отраслей. - Ред.), но не в виде тезисов, а в общих формулировках".
      
      Впрочем, кадровый состав комиссии не внушает экспертам уверенности в том, что она справится с такой масштабной задачей, как модернизация национальной экономики. По словам директора Института энергетики и финансов Леонида Григорьева, "судя по составу комиссии, ее деятельность будет направлена на подъем научно-технической мысли в тех отраслях, которые удалось сохранить за 20 лет, прошедших после советской власти. Это оборонка и атомный комплекс, причем подъем будет осуществляться при помощи госкомпаний. Таким же путем в свое время пошли французы".
      
      Действительно единственный вице-премьер, вошедший в состав комиссии, это Сергей Иванов, отвечающий в правительстве за оборонку. К области высоких технологий можно отнести лишь двух участников комиссии - советника президента Леонида Реймана и главу компании Digital Sky Technologies Юрия Мильнера. Среди членов нового органа нет ни одного представителя экспертного сообщества. Крупный бизнес одиноко представлен Михаилом Прохоровым, а банковское сообщество - главой Сбербанка Германом Грефом. Зато в комиссию входят руководители всех крупных госкорпораций - глава "Росатома" Сергей Кириенко, "Ростехнологий" Сергей Чемезов и "Роснанотеха" Анатолий Чубайс. Кроме того, в состав комиссии включен и директор Курчатовского института Михаил Ковальчук.
      
      Показательно, что похожая комиссия существовала в советские времена, правда, была рангом ниже - под руководством заместителя председателя Совета министров, а затем министра обороны СССР Дмитрия Устинова. Называлась она более однозначно - Военно-промышленной, однако курировала не только оборонку, но и все высокотехнологичные отрасли своего времени, например гражданское авиастроение. К слову, в нынешнем правительстве тоже есть военно-промышленная комиссия, но ее задачи ограничиваются развитием оборонно-промышленного комплекса.
      
      
      
      
      ПОЧТИ СОЛИДАРНО
      
      Ведомости, 1 Июня 2009
      
      Минфин предложил компромиссный вариант механизма госгарантий по кредитам компаний. Требовать деньги сразу с бюджета банк по-прежнему не сможет. Но и добиваться реализации залога перед обращением в Минфин банку не придется. Принцип субсидиарной ответственности бюджета при предоставлении госгарантий по кредитам системообразующих предприятий будет сохранен - это следует из текста поправок в бюджет (копия есть у "Ведомостей"), одобренных в прошлый понедельник президиумом правительства.
      
      До сих пор государство не выдало ни одну гарантию по займам компаний, хотя в бюджете на эту меру зарезервировано 300 млрд руб.: 200 млрд руб. гражданским предприятиям (гарантия на 50% долга) и 100 млрд руб. предприятиям оборонно-промышленного комплекса (70%).
      
      "Идея госгарантий провалилась", по существующей схеме банки "не выдали ни рубля", констатировал в середине мая президент Дмитрий Медведев, потребовав заменить субсидиарную ответственность по госгарантии (кредитор сначала должен взыскивать долг с заемщика и лишь затем обращаться за деньгами к государству) на солидарную. Тогда банк смог бы выбирать, у кого получить деньги: у заемщика или у бюджета.
      
      Тем не менее Минфин не стал менять в поправках субсидиарную ответственность на солидарную. Вместо этого ведомство существенно упростило для банков процедуру получения бюджетных средств по госгарантии. Норма, которая обязывала банк сначала пройти процедуру востребования долга с заемщика и лишь затем обращаться за деньгами к государству, отменяется. А именно это правило не устраивало банкиров. "Это значит обанкротить предприятие", - объясняла в конце марта зампредседателя правления Сбербанка Белла Златкис.
      
      Поправки, одобренные президиумом, устанавливают новую процедуру. Если заемщик не гасит вовремя долг, банк может уведомить его о необходимости исполнить обязательства, и если в течение 30 дней предприятие не внесет платеж или не ответит (этот срок будет утвержден постановлением правительства), то банк будет вправе сразу обратиться за деньгами в Минфин, а не добиваться продажи залога, объясняет директор долгового департамента Минфина Константин Вышковский.
      
      Срок самой гарантии сократится, отмечает Вышковский, до 70 дней с двух лет с даты окончания срока действия кредитного договора. Изначально пришлось установить столь длительный период гарантии именно из-за того, что много времени занимала процедура реализации залога, теперь же банк не обязан это делать и срок можно сократить, продолжает Вышковский.
      
      Поправки значительно улучшили возможности для работы с кредитами, заявила Златкис на прошлой неделе. "Но еще две маленькие детальки мешают работе банков с госгарантиями", - констатировала она. Запрос "Ведомостей" в Сбербанк с просьбой уточнить, что имела в виду Златкис, остался без ответа. Солидарная ответственность бюджета так и не введена, к тому же банк не сможет требовать от государства погасить проценты и штрафы, уточняет один из банкиров.
      
      Минфин никогда ни по одному виду госгарантий не покрывал выплату пеней и штрафов, возражает замминистра финансов Дмитрий Панкин. Гарантия может предоставляться только на основную сумму долга, добавляет Вышковский: "Мы пошли навстречу банкам, ничего не ужесточив взамен". Ранее Панкин объяснял "Ведомостям", что предложенную схему назвать солидарной гарантией нельзя: "Это субсидиарная гарантия в более мягком варианте, так как Минфин рассматривает заявку кредитора только после его обращения к заемщику", что очень важно для Минфина.-
      
      
      
      Порог в 10 млрд Предельный размер госгарантии - 10 млрд руб., минимальный - 150 млн руб. Гарантии на сумму менее 5 млрд руб. одобряют межведомственные комиссии при Минэкономразвития и Минфине, более этой суммы - правительственная комиссия первого вице-премьера Игоря Шувалова.
      
      
      
      
      РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА
      
      
      
      
      ДЕВАЛЬВАЦИЯ-2
      
      Ведомости, 1 Июня 2009
      
      Многие российские компании добились отсрочек по погашению долга - по крайней мере, до окончания переговоров с кредиторами. Но отсрочки рано или поздно закончатся. Скорее всего, в августе - сентябре (или чуть позже) нас ожидает большой отток капитала, повышенный спрос на валюту и понижение курса рубля. По расчетам ЦБ, банки и нефинансовый сектор в 2009 г. должны погасить $136,1 млрд. За январь - март они выплатили $28,9 млрд, соответственно, осталось $107,2 млрд.
      
      Тем временем ЦБ активно способствует укреплению рубля тем, что сокращает рублевую ликвидность, заставляя банки отдавать взятые у него долги и очень ограниченно выдавая новые кредиты. Такая жесткая политика заставляет банки продавать валюту, направляя вырученные деньги на погашение кредитов ЦБ. Доказательство того, что эта продажа вынужденная и является результатом дефицита ликвидности, - популярность, которой в последнее время пользуется размещение временно свободных средств Минфина на банковских депозитах. О том же говорит банковская статистика: с февраля объем кредитов, предоставленных ЦБ банковской системе, уменьшился примерно на 1 трлн руб., в то время как от продажи валюты банки выручили около 700 млрд руб., а еще 240 млрд руб. бюджетных денег Минфин разместил на банковских депозитах.
      
      К тому же ЦБ по-прежнему держит очень высокую ставку рефинансирования. В сочетании с политикой укрепления рубля это приводит к притоку краткосрочного капитала, что еще больше укрепляет рубль - точно так же, как это происходило перед кризисом.
      
      Иными словами, денежные власти воспроизводят ту политику, которая в 2007-2008 гг. привела к чрезмерному укреплению рубля, а затем - к болезненной и дорогостоящей девальвации. Казалось, что урок ценой $150 млрд не должен пройти даром. И он вроде бы был усвоен: Алексей Кудрин недавно признал, что чрезмерное докризисное укрепление рубля привело к созданию привлекательных условий для спекулятивного капитала. А премьер Владимир Путин очень доходчиво объяснял работникам "АвтоВАЗа", какие фантастические возможности открыла девальвация рубля для российских товаропроизводителей.
      
      Эти возможности импортозамещающего роста, которые появились ценой резкого снижения валютных резервов, в последние три месяца зачем-то уничтожаются. Может быть, ЦБ хочет восстановить доверие к рублю? Но доверие - хрупкая субстанция. Уговоры ЦБ не действуют: банки стремятся сохранить приобретенную валюту даже ценой убытков от укрепления курса рубля. И реальный сектор, и население тоже поддерживают свои валютные сбережения на высоком уровне.
      
      Это значит, что любое ухудшение ситуации на валютном рынке (пойдут вниз цены на нефть, пойдет вспять спекулятивный капитал или случится отток из-за выплаты внешних долгов) приведет к новой волне бегства от рубля. Продолжая его укреплять, ЦБ просто увеличивает цену будущей девальвации.
      
      
      
      
      КРИЗИС ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
      
      Время новостей, 1 Июня 2009
      
      Cпрос на электроэнергию в России продолжает падать. По данным Системного оператора, за четыре месяца этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года он сократился более чем на 6%. Но несмотря на сокращение объемов приобретаемой электроэнергии, затраты потребителей существенно растут. Причина - правила оптового рынка, принятые в сентябре 2006 года, рассчитанные только на рост потребления. Сегодня в условиях падения спроса эти нормы стали работать против потребителей энергии, вынужденных оплачивать всю мощность, включенную в прогнозный баланс, независимо от ее востребованности на рынке. Расчеты показывают, что сейчас мощность обходится потребителям примерно в 1,6 - 1,8 раза дороже, чем она стоит на самом деле. При этом генерирующие компании не несут никаких рисков из-за падения спроса, а тарифы на их продукцию растут докризисными темпами.
      
      Правила оптового рынка электроэнергии и мощности разрабатывались еще до кризиса, когда потребление росло на 4% в год. Но уже в 2007 году крупные потребители электроэнергии обращали внимание на начавшееся замедление темпов роста, а также на то, что внедрение энергосберегающих технологий впоследствии может привести к существенному снижению темпов роста потребления. Эти тенденции предлагалось учитывать при разработке Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики и правил оптового рынка. В частности, речь об этом шла на заседании правления Российского союза промышленников и предпринимателей в октябре 2007 года. Однако тогда к потребителям не прислушались. Напротив, им возражали: прогноз энергопотребления, разработанный ведущими энергоструктурами и учеными, конечно, может отличаться на доли процента, но заданный тренд пересмотру не подлежит. Дело в том, что тогда существовала необходимость задорого продать генерирующие активы, и нужно было гарантировать инвесторам (особенно иностранным) возврат средств.
      
      Ошибочность такого подхода проявилась достаточно быстро: в кризис потребление не растет, а падает. В результате энергоемкие производства вынуждены нести колоссальные затраты на электроэнергию - тарифы устанавливаются вопреки законам рынка и продолжают увеличиваться.
      
      В секторе торговли электроэнергией и мощностью по свободным ценам также наблюдается отсутствие корреляции с рыночными сигналами.
      
      Оптовые покупатели электроэнергии и мощности обязаны оплачивать свой пик потребления и резерв мощности для того, чтобы она была в постоянной готовности к выработке энергии в случае роста потребности в ней. Но сейчас, когда спрос упал, мощности не консервируются - за них взимается плата с потребителей. И в некоторых случаях деньги получают за оборудование, которого на электростанции уже не найти. Платить приходится достаточно дорого. В стране сейчас около 200 ГВт установленной мощности, из них в пик потреблялось не более 150 ГВт, сейчас не более 90 ГВт. Коэффициент резервирования доходит до 2,2. В западных странах, например, он не превышает 17%. Российские сбытовые компании, имеющие статус гарантирующего поставщика, покупают около 56 ГВт мощности, платить при этом они обязаны за 160 МВт, одновременно сталкиваясь с огромными неплатежами потребителей розницы. Последние также переплачивают существенные суммы. Согласно правилам розничного рынка, они не покупают резерв, но оплачивают его через стоимость одного потребленного мегаватта. Если до кризиса предприятие несло нагрузку 1000 МВт, оплачивая ее по ставке 150 руб. за МВт в месяц, то есть 150 тыс. руб., то при снижении нагрузки в два раза оно все равно платит 150 тыс. руб., то есть удельная стоимость мегаватта возрастает в два раза.
      
      Решение проблемы путем перераспределения платежей с малого и среднего бизнеса на крупных промышленных потребителей, предложенное чиновниками, создаст еще один вариант перекрестного субсидирования, усилит проблему неплатежей на розничном и оптовом рынках. Увеличится долговая нагрузка на крупных потребителей, что затрудняет для них реализацию инвестиционных программ и может привести к подрыву их конкурентоспособности в дальнейшем. В этом случае региональные бюджеты и население потеряют больше, чем приобретут.
      
      Пересмотр существующих правил энергорынка, о котором все чаще говорят крупные покупатели электроэнергии, похоже, становится жизненно необходимым. А времени на эту работу, учитывая влияние кризиса на промышленность, становится все меньше.
      
      
      
      
      КОНЕЦ БУРНОГО РОСТА
      
      РБК daily, 1 Июня 2009
      
      Снижение покупательского спроса заставило продуктовых ритейлеров притормозить в развитии и заняться оптимизацией бизнеса. В первом квартале 2009 года, по данным компании INFOline, в России было введено около 70 тыс. кв. м новых торговых площадей, прирост составил всего 0,8%. А если учесть закрытые магазины по причине их неэффективной работы или финансовых проблем у владельцев, то по итогам первого квартала динамика прироста площадей и вовсе была негативной. В 2009 году, по прогнозу экспертов, прирост торговых площадей не превысит 10%.
      
      Исследование компании INFOline было проведено на основе работы 35 крупнейших продуктовых сетей России. В 2008 году прирост торговых площадей составил 20,7%, в 2007 году - 36,8%. В 2009 году ожидается снижение темпов открытия новых магазинов вдвое - прирост площадей составит не более 10%, а с учетом закрытия неэффективных точек этот показатель может снизиться до 3%. В исследовании отмечается, что такие ритейлеры, как "Копейка" и "Дикси", сокращают количество торговых объектов в рамках программы оптимизации бизнеса и закрытия убыточных магазинов. По-другому обстоят дела у "Мосмарта", "Вестера" и "Алпи": из-за финансовых проблем ритейлеры вынуждены были закрывать крупноформатные торговые объекты, которые еще в 2008 году демонстрировали приемлемый уровень операционной эффективности бизнеса.
      
      В апреле 2009 года, по данным INFOline, было введено не более 50 тыс. кв. м новых торговых площадей. При этом эксперты отмечают интересную тенденцию: значительная часть прироста была обеспечена замещением торговых объектов испытывающих финансовые сложности ритейлеров более устойчивыми финансово. Например, в Сибири гипермаркеты "Поляна" открываются на месте объектов сети "Алпи", в Санкт-Петербурге на месте закрывшегося гипермаркета "Мосмарт" появится "Карусель".
      
      Снижение темпов роста выручки у многих торговых сетей началось еще в 2008 году, а кризис в экономике только усугубил данную тенденцию. Если в 2007 году практически все федеральные и крупные региональные сети, за исключением "Рамстора", демонстрировали темпы роста выручки на уровне не ниже 20%, то в 2008 году многие сети оказались на грани банкротства ("Алпи", "Матрица", "Самохвал") или вообще закрыли все магазины ("В яблочко", "Смарткауфф", "Смак"). В сложном финансовом положении из-за высокого уровня долговой нагрузки находятся и федеральные сети "Мосмарт", "Виктория", "Патэрсон", говорится в исследовании.
      
      Кризис внес коррективы и в рейтинг крупнейших торговых сетей. Наиболее значимыми изменениями в топ-10 российских ритейлеров формата FMCG по итогам 2008 года, по мнению экспертов, стали выход на 5 - 6-е место сети "О'кей", которая увеличила выручку почти в два раза, догнав сеть "Лента", а также выход на третье место "Ашана", который опередил "Метро Кэш энд Керри". Рост выручки сети "О'кей", по мнению начальника департамента торговой недвижимости компании Colliers International Татьяны Ключинской, произошел из-за новых торговых точек, открытых в прошлом году в Санкт-Петербурге. Кроме того, повлиял переход аудитории. "Если у "Метро" и "Ленты" аудитория специфическая и стабильная, то у "Ашана" и "О'кей" она прирастала за счет перехода в них покупателей из дорогих супермаркетов", - считает г-жа Ключинская.
      
      Несмотря на снижение темпов открытия новых площадей, дефицита продуктовых магазинов не будет, уверены аналитики. Они объясняют это сокращением потребительского спроса и перемещением потребителей из дорогих супермаркетов в дискаунтеры и магазины "у дома". "Магазины "у дома" в меньшей степени подвержены кризису", - считает ведущий консультант компании "Магазин магазинов/CBRE" Иван Назаров. По его мнению, раньше развитию формата мешали высокие арендные ставки. Сейчас его стали активно развивать федеральные сети, как, например, "Перекресток" с проектом "Перекресток-Экспресс", "Дикси", "Квартал" и другие. Для потребителей это наиболее удобный и экономичный формат.
      
      
      
      
      ИНФЛЯЦИЯ БЕЗ КОНЦА
      
      РБК daily, 1 Июня 2009
      
      Рост цен замедлился, но ненадолго. Инфляционные ожидания аналитиков на 2009 год, согласно консенсус-прогнозу Reuters, резко снизились - с 13,8% в апреле до 10,8% по состоянию на пятницу. Тормозить цены будут падающий спрос и сезонные факторы. Быстро наращиваемые с апреля расходы бюджета, а также возможная девальвация рубля в третьем четвертом кварталах в этом году раскрутить моховик инфляции уже не успеют.
      
      Экспертные оценки инфляции разнятся так же сильно, как их сценарии выхода из кризиса глобальной экономики. Официальный прогноз роста цен в 2009 году - 13%. В начале года на фоне оценок независимых экспертов он выглядел весьма оптимистично. В конце апреля консенсус-прогноз Reuters составлял 13,8%. Несмотря на то что в апреле с принятием поправок в бюджет началось масштабное финансирование антикризисных мер, средняя оценка инфляции упала до 10,8%. Недавно ЦБ заявил, что цены в этом году могут быть ниже 12%, а в августе - сентябре будет сезонная дефляция из-за удешевления овощей и фруктов.
      
      Инфляция уже начала замедляться. В мае, по оценке Минфина, она составит 0,7 - 0,8% против 1,4% в мае 2008 года. "Снижаются денежное предложение и спрос, - комментирует экономист компании "Ренессанс Капитал" Елена Шарипова. - Расходы бюджета, скорректированного лишь в апреле, на увеличении инфляции в этом году не успеют сказаться". Лишь в следующем году, по ее мнению, толкать вверх цены будет и возможное ослабление курса рубля. Г-жа Шарипова полагает, что из-за нарастающего дефицита бюджета и почти нереального сценария секвестра госрасходов властям, скорее всего, придется прибегнуть к девальвации осенью.
      
      Впрочем, ряд других экономистов полагают, что рост бюджетных расходов уже в этом году успеет сказаться на темпах инфляции.
      
      "В ближайший месяц увидим замедление инфляции до 12% в годовом выражении (сейчас - 13,5%. - РБК daily), - соглашается главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. - Но во второй половине года будут существенные инфляционные риски, связанные с финансированием бюджетного дефицита средствами Резервного фонда". По ее оценке, цены в 2009 году вырастут на 13%. Такой прогноз разделяет экономист ING Bank Татьяна Орлова: "Летом инфляция будет замедляться, в июне - июле цены вырастут примерно по 0,6%. Будут сказываться сезонные факторы и сходящий на нет эффект девальвации рубля". Но ближе к концу лета, по ее мнению, на инфляции может сказаться закачка средств Резервного фонда в экономику.
      
      Сдерживать цены будут лишь падающий спрос и растущая безработица, которые вряд ли заставят продавцов кардинально пересмотреть ценовую политику в условиях низкоконкурентного рынка страны. По данным ИЭПП, в мае промышленные предприятия вновь начинают снижать цены для стимулирования спроса на свою продукцию. Однако их заметного влияния на потребительские цены, учитываемые Росстатом в инфляции, ждать не стоит.
      
      
      
      
      ДЫРА В РЕГИОНАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ
      
      РБК daily, 1 Июня 2009
      
      Эксперты говорят о начале бюджетного кризиса. Регионы и города всерьез недосчитываются доходов, особенно на прибыль (падение 35%), нет надежды и на самый стабильный источник пополнения казны - НДФЛ. За счет растущей поддержки из федерального центра удается сгладить разрывы, однако эти средства небесконечны. К тому же бюджеты становятся излишне жесткими - резервы для сравнительно безболезненных секвестров исчерпываются. Горизонт планирования в наиболее сложных территориях уже сузился до недели-месяца. Впрочем, дефолтов эксперты не ожидают.
      
      Основной вызов, на который придется адекватно отвечать губернаторам и мэрам, - сокращение доходов бюджета. "Последние пять лет здесь наблюдался стабильный рост - по 20 - 30% ежегодно, что существенно опережало инфляцию и позволяло более гибко распределять расходы, - говорит Павел Кочанов из муниципальных финансов IFK. - В первом квартале доходы упали на 13% к соответствующему периоду 2008 года. За счет поддержки из федерального центра межбюджетные перечисления выросли почти на четверть - удалось несколько выровнять ситуацию, и общая сумма доходов снизилась всего на 6%".
      
      Однако, по мнению аналитиков, федеральные средства небесконечны: если кризис продлится дольше, чем предусмотрено антикризисными программами, регионам все сложнее будет сводить концы с концами. "Первая фаза кризиса была не столь драматична для бюджетного сектора, как для банковского и промышленного, но негативные последствия будут более продолжительными", - полагает директор Международных региональных финансов агентства Fitch Ratings Владимир Редькин.
      
      Поскольку стремительнее всего падает доход на прибыль (минус 35%), наибольшие потери понесли развитые регионы, бюджет которых верстался в расчете на собственные силы. Показатели падения промпроизводства здесь сильно отличаются от среднего по стране (14%). В 15 регионах зафиксирован рост, однако, по мнению экспертов, это территории, где промышленность не является сильной стороной ни в масштабах страны, ни в рамках налогооблагаемой базы.
      
      Ситуация осложняется тем, что в условиях кризиса региональные и муниципальные бюджеты вынуждены резервировать средства на поддержку местной экономики - будь то субсидирование процентных ставок, налоговые льготы или выдача гарантий. Управленческий горизонт планирования в наиболее сложных территориях, по данным г-на Кочанова, сузился до недели или месяца. "Управление денежными средствами становится основной задачей для администраций, - говорит он. - Кому-то эта ситуация напоминает то, что было в начале 1990-х".
      
      Пока самым стабильным источником пополнения казны для городов и регионов остается НДФЛ (рост к 2008 на 5%). "Но с учетом инфляции рост 5% - это спад, - говорит замдиректора направления "Региональные и муниципальные финансы" Standard & Poor's Борис Копейкин. - Нужно учитывать, что и этот рост был обусловлен массовыми увольнениями в декабре - феврале: работники получали не только зарплату, но и выходные пособия, с которых платились налоги". По подсчетам вице-президента Moody's Investors Service в России Александра Проклова, по итогам года поступления по НДФЛ сократятся на 12 - 13% - отыграется безработица, снижение зарплат и бонусов.
      
      В сложившихся условиях губернаторы и мэры вынуждены либо сокращать бюджетные расходы, либо занимать деньги. Однако рынок облигационных займов на 70% монополизирован Москвой и Московской областью. С секвестрами тоже не у всех благополучно. "Пока мы видим только очень существенное снижение капитальных расходов на инвестпрограммы, - констатирует г-н Проклов. - Но этот резерв не бесконечен. Рано или поздно всем придется столкнуться с существенным сокращением текущих расходов. А поскольку социальные расходы неприкосновенны, бюджеты становятся очень жесткими". По данным г-на Редькина из Fitch Ratings, жесткие расходы для большинства регионов уже превышают 60%, иногда - 80%. "Причем они растут: за первый квартал соцтрансферты выросли в полтора раза, расходы на зарплату бюджетникам - на 20%.
      
      При этом прочие расходы сократились на четверть. Лавировать в расходной части становится крайне сложно".
      
      Несмотря на все сложности и негативный прогноз, аналитики сходятся в мнении, что дефолтов в бюджетном секторе не будет. К стабилизирующим факторам они относят отсутствие роста долговых обязательств, пристальное внимание к региональным бюджетам Минфина и поддержку центра.
      
      
        

Устав КПРФ: Принят II Чрезвычайным Съездом КПРФ 14 февраля 1993 года.Изменения и дополнения внесены:

  • IV Съездом КПРФ 20 апреля 1997 года
  • V (внеочередным) Съездом КПРФ 23 мая 1998 года
  • VIII (внеочередным) Съездом КПРФ 19 января 2002 года
  • XI (внеочередным) Съездом КПРФ 29 октября 2005 года
Коммунистическая партия Российской Федерации. г.Москва 2005 год. Читать устав


  • Знамя КПРФ – красное.
  • Гимн КПРФ – "Интернационал".
  • Символ КПРФ – символ союза тружеников города, села, науки и культуры – молот, серп и книга.
  • Девиз КПРФ – "Россия, труд, народовластие, социализм!".
Читать программу партии


Краткая справка о КПРФ: Общероссийская общественная организация "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее - КПРФ) - общественная организация, созданная на добровольных началах гражданами Российской Федерации, объединившимися на основе общности интересов для реализации программных и уставных целей. Читать справку


© Copyright 2007 Меньщиков В.С. Valid XHTML, PHP, CSS.