Меню
Новости
Информация


Архив Новостей
Враг капитала
Красный мир
Красная Политика
Новости КПРФ
Публицистика
Карта Сайта

Правда
Москва
Свердловск
Омск
Пермь
Челябинск
Тюмень
Мордовия
Санкт-Петербурское городское отделение КПРФ
Красноярская Краевая Организация КПРФ
Новосибирская Областная организация КПРФ
Приморское Краевое Отделение КПРФ
Северское Отделение КПРФ
Союз Коммунистической Молодёжи РФ
Независимая Народная Газета
Рабочий Класс - газета Всеукраинского Союза Рабочих
Вестник Организационно-Партийной и Кадровой Работы
Компартия Украины
Русскоязычная газета КНР -
Rambler's Top100

ip-location

05.06.2009  КРИЗИС В ЗЕРКАЛЕ ПРЕССЫ

Кризис в зеркале прессы: инфляция вышла за официальные рамки
--------------------------------------------------------------------------------
2009-06-04 15:33
KPRF.RU- по материалам СМИ

Кризис в зеркале прессы

Д.Медведев: "Прогнозировать дно кризиса могут лишь оптимисты"

В октябре - декабре 2008 года убытки компании «Мечел» составили почти 500 млн долларов

Инфляция вышла за официальные рамки

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ И ЦБ

ДОВЕДУТ ДО КАПИТАЛА

Ведомости, 4 Июня 2009

Думский комитет по собственности предлагает разрешить региональным властям временно входить в капитал проблемных предприятий. Это не национализация - как только ситуация на предприятии стабилизируется, регион продаст его частному собственнику, говорят авторы идеи. Сейчас в Госдуме обсуждается механизм вхождения региональных властей в капитал компаний, рассказал председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский. Возможны две схемы, говорит он: с разрешения собственника и при инициировании процедуры банкротства компании. Предварительно администрации региона нужно будет провести аудит и оценить, можно ли "поднять предприятие" и сделать его эффективным, затем губернатор должен будет получить одобрение местного законодательного собрания, говорит Плескачевский. Если оно получено и собственник согласен продать свою долю, региональные власти купят ее по договорной цене, объясняет он. Если же предприятие находится в состоянии банкротства, регион сможет получить преимущественное право выкупа его акций по рыночной цене.

Нововведение, по словам Плескачевского, коснется только системообразующих и градообразующих предприятий, ликвидация которых может привести к серьезным социальным последствиям. Речь не идет о национализации и де приватизации, настаивает депутат: будет установлен срок, в течение которого предприятие должно быть возвращено в дееспособное состояние, - один или 2-3 года с возможностью пролонгации в зависимости от состояния приобретенной компании. По истечении этого времени администрация региона должна будет продать свою долю частному собственнику, добавляет Плескачевский. До конца лета, по его словам, депутаты планируют завершить обсуждение этого предложения с Минэкономразвития.

Концептуально такую идею можно поддержать, если речь идет о покупке активов по рыночной цене, говорит директор департамента Минэкономразвития Иван Осколков: например, приоритетное право Российской Федерации по выкупу активов банкротящегося стратегического предприятия прописано в поправках, готовящихся правительством. Но местные администрации не должны получить возможность блокировать решения собрания кредиторов по управлению активами, считает он.

Сейчас закон о банкротстве позволяет местным властям в приоритетном порядке выкупать социальные объекты, говорит арбитражный управляющий Евгений Семченко. Основная проблема - поиск средств, отмечает он. В его практике для выкупа бойлерной подмосковный муниципалитет три месяца искал всего 700 000 руб.

Конкурсные управляющие будут только рады продать весь комплекс местным властям по рыночной цене, говорит Семченко, но вряд ли они успеют провести все необходимые процедуры. До конкурсного производства информация о финсостоянии предприятия составляет коммерческую тайну, а с начала производства имущество начнет распродаваться в течение 2-6 месяцев.

С одной стороны, регионам приходится наращивать расходы, чтобы стабилизировать ситуацию, с другой - Минфин призывает к максимальному секвестру затрат, рассуждает эксперт по региональным финансам Алексей Бирюков: сложно сказать, будет ли у регионов реальная возможность войти в капитал предприятия. "Бизнес - это бизнес, а власть - это власть, - категоричен губернатор Саратовской области Павел Ипатов. - Вхождение в капитал региона на бюджетные деньги - это самая неэффективная мера антикризисной поддержки".

Оценить эффективность меры сложно, говорит сотрудник одного из системообразующих предприятий: региональные власти заинтересованы в высоком качестве управления местным предприятием, но "стоит задуматься, не противоречит ли мера идее модернизации экономики" .-


ГОСДУМА НЕ ЗАМЕТИЛА ОТМЕНЫ ЕСН

Коммерсант, 4 июня 2009

Госдума приняла вчера в первом чтении правительственный пакет законопроектов, заменяющий ЕСН страховыми взносами и меняющий принципы расчета пенсий. Депутаты не стали обсуждать обоснованность предложенного Белым домом полуторакратного усиления налоговой нагрузки на фонды оплаты труда предприятий и сосредоточились лишь на правилах перерасчета пенсий. Принятию пакета не помешало "разгромное" заключение бюджетного комитета палаты, в которым повышение фискального бремени было названо непосильным, а многие нормы пакета - противоречащими Конституции.

Уникальность принятого вчера Госдумой пакета законопроектов о реформе ЕСН состоит в том, что на этапе подготовки его не поддержали два основных экономических министерства - Минфин и Минэкономики.

Ведомства Алексея Кудрина и Эльвиры Набиуллиной посчитали, что проведение реформы в период кризиса неуместно. Однако премьер Владимир Путин решил иначе и поручил подготовку законопроектов социальному ведомству - Минздраву. В итоге, представляя вчера получившийся пакет документов депутатам, замглавы этого министерства Юрий Воронин даже не упомянул о вводимой с 2011 года повышенной общей ставке страховых платежей в фонды пенсионного, социального и медицинского страхования (34% вместо нынешнего 26-процентного ЕСН) и сосредоточился на выгодах, которые получат от новаций пенсионеры. Главное, по его словам, это то, что после перерасчета пенсий в 2010 году граждане, вышедшие на пенсии до 2000 года, получат прибавку в 1,7 тыс. руб. Вторая новация - после вступления пакета в силу доход любого пенсионера не сможет опуститься ниже прожиточного минимума, установленного в его регионе. Стратегическая же цель новаций, сообщил господин Воронин, это 2,5 прожиточных минимума для пенсионеров, заработавших стаж в советские годы (что примерно будет соответствовать уровню жизни пенсионеров в СССР) и пенсия в 40% от заработка для "новых" пенсионеров.

О цене, которую придется заплатить за эти достижения бизнесу, в Госдуме вчера не говорили. Минздрав так и не назвал сумму дополнительного налогового бремени из-за реформы ЕСН (ранее Минфин оценивал ее в 800-850 млрд руб.). Ответственный за прохождение пакета в Госдуме глава комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев также предпочел говорить о "глубокой социальной направленности" изменений.

Он, впрочем, признал, что "депутаты принимают решение, которое не будет одобрено большинством бизнеса". Последнее обстоятельство не помешало депутатам поддержать пакет 369 голосами за при 32 против. Против голосовала фракция "Справедливая Россия" - да и то лишь из-за несогласия с плоской шкалой новых взносов. По словам представителя фракции Оксаны Дмитриевой, взимать взносы лишь с годового заработка, не превышающего 415 тыс. руб. несправедливо, поскольку это выводит из-под налогообложения зарплаты высокооплачиваемых работников.

Между тем бюджетный комитет палаты, лишенный возможности контролировать доработку пакета, неожиданно подготовил довольно жесткое заключение на него. Вчера оно не было оглашено на заседании палаты, однако содержится в сопроводительных документах к законопроектам. В заключении комитета отмечается, что передача полномочий по администрированию страховых платежей от ФНС к Пенсионному фонду плохо согласуется с Конституцией. Дело в том, что согласно Конституции, Пенсионный фонд не входит в систему органов государственной власти. Поэтому ПФР будет не вправе применять к плательщикам взносов меры принуждения - например, взыскивать, как предложено, задолженность во внесудебном порядке или выносить какие-либо решения по результатам собственной "налоговой" проверки. Не будучи госорганом, ПФР будет не вправе принимать и обязательные к исполнению правовые нормативные акты. Также, по мнению бюджетного комитета, новации фактически приведут к очередному увеличению числа контролирующих органов, что не соответствует нынешней политике государства, и всерьез увеличат фискальную нагрузку на фонды оплаты труда - в полтора раза для большинства предприятий и в три раза для малого бизнеса.

ГОСГАРАНТИИ ИДУТ НА РАЗМОРОЗКУ

Коммерсант, 4 Июня 2009

Правительство внесло в Госдуму проект поправок в бюджет на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов. Его принятие должно исключить необходимость предварительной реализации банками-кредиторами обеспечения по кредиту до предъявления Минфину требований об исполнении госгарантий. Документ по-прежнему оговаривает субсидиарный принцип ответственности государства по кредитам, но сокращает срок действия самих гарантий с 2 лет до 70 дней. Разморозит ли этот проект выделение антикризисных средств, теперь зависит от сопутствующих постановлений правительства, которые сейчас готовит Минфин. Депутаты же уверены, что поправки получат одобрение в Думе достаточно быстро.

Правительство выполнило распоряжение президента Дмитрия Медведева и внесло в Госдуму проект закона "О внесении изменений в федеральный бюджет на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов", призванный разморозить вопрос о госгарантиях по кредитам системообразующих компаний, отобранных комиссией первого вице-премьера Игоря Шувалова, и стратегических предприятий ОПК (на эти цели в "антикризисном" бюджете 2009 года выделено 300 млрд руб.). Документ, разработанный Минфином, вчера стал доступен в электронной базе данных Госдумы.

Как утверждается в пояснительных документах к тексту поправок, принятие законопроекта исключит необходимость предварительной реализации банками-кредиторами обеспечения по кредиту за рамками госгарантии до предъявления Минфину требований об исполнении госгарантий. "Это будет способствовать повышению привлекательности данного вида государственной гарантийной поддержки для российских банков, осуществляющих кредитование отечественных предприятий в период экономического кризиса", - говорится в тексте документа.

При этом документ, принятый к рассмотрению Государственной думой, по-прежнему определяет форму ответственности РФ по госгарантиям как субсидиарную. Напомним, 13 мая 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев потребовал заменить "провалившийся" механизм предоставления субсидиарных гарантий по кредитам (в этом случае государство гарантирует погашение кредита в рамках банкротства заемщика) на солидарные гарантии (в этой схеме погашение кредита по гарантии происходит в случае любого отказа заемщика обслуживать долг). Эта инициатива президента размораживала 300 млрд руб. условных расходов бюджета, превращая программу в гарантирование потенциально "токсичных активов" на банковских балансах в размере до 1% от активов банковской системы (28 трлн руб.). Фактически эта схема превращала систему госгарантий в государственный "банк плохих активов". На следующий день, 14 мая, Дмитрий Медведев вернулся к вопросу об изменении системы госгарантий по кредитам компаниям: он уже не настаивал на полной замене этого механизма, фактически начав внутриправительственную дискуссию о механизме предоставления госсредств в помощь системообразующим компаниям.

Внесение правительственного проекта в Госдуму подводит итог этой дискуссии: формально государство по-прежнему будет отвечать по займам системообразующих компаний только после их банкротства. В реальности же, как рассказал "Ъ" глава департамента корпоративного управления Минэкономики Иван Осколков, "порядок исполнения гарантий будет прописан постановлениями правительства". "В законопроекте уже исключено требование к бенефициару взыскать залоги, предоставленные ему заемщиком, перед обращением за исполнением гарантии. На наш взгляд, справедливой будет ситуация, когда банк сможет прийти к государству за исполнением обязательств по гарантиям, заявив требования по взысканию залогов, но не раньше. Иначе и заемщики, и банки будут демотивированы в возврате кредитов. Это и есть разница в субсидиарной и солидарной ответственности. Надеемся, что измененный порядок предоставления гарантий начнет действовать уже в ближайшем месяце", - сказал господин Осколков.

При этом поправки сокращают сроки исполнения госгарантий - действующим законом закреплено, что они действуют в течение двух лет после наступления срока возврата кредита, правительственный же законопроект сокращает срок действия гарантий до 70 дней сверх даты возврата. "Сокращение срока действия гарантий связано с тем, что исполнение обязательств по ним будет наступать быстрее, чем предусматривает действующий закон о бюджете на 2009 год", - говорится в пояснительной записке. На деле это означает, что у банков теперь будет лишь 70 дней, чтобы определиться с тем, предъявлять ли им счет должника государству, а у государства - с тем, платить ли по предъявленным требованиям.

"Поправки понятные, без неожиданностей, - заявил "Ъ" глава комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник, - они идут в русле антикризисной программы и никакого удивления не вызывают". "Законопроект направлен на то, чтобы активизировать поддержку реального сектора", - считает и глава комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

Время новостей, 4 Июня 2009

Стать резидентом особой экономической зоны в скором времени должно стать немного проще. Вчера Государственная дума приняла в первом чтении поправки в законодательство, значительно понижающие барьер доступа предприятий к особому режиму. Если по действующему законодательству минимальный объем инвестиций для резидента промышленно-производственной зоны составляет 10 млн евро, то теперь, с учетом кризисного времени, для вхождения в зону достаточно будет иметь всего 3 млн. По словам главы думского комитета по экономической политике Евгения Федорова, предложение снизить минимальный порог осуществления инвестиций является важнейшим нововведением законопроекта.

Проще станет войти и в самый дорогой тип зон - портовые. Законопроектом в десять раз снижается минимальный порог капитальных вложений для резидентов портовых особых экономических зон. Единый минимальный порог капитальных вложений для резидентов портовых ОЭЗ, планирующих осуществление деятельности по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры морского, речного порта или аэропорта, предлагается в сумме 10 млн евро (за исключением нематериальных активов).

По закону промышленно-производственные зоны созданы для производства высокотехнологичных товаров. Но, несмотря на упрощенный налоговый и таможенный режим, первоначально найти инвесторов для этих зон оказалось очень непросто. Их отпугивали строгие правила и немаленькие вложения в предприятия, построенные по закону в "чистом поле". В результате пришлось даже снижать требования к "высокотехнологичности" продукции, и первым резидентом в Липецкой ОЭЗ стал завод по производству стеклотары.

Затем ситуация переломилась, и инвесторы пошли в зоны, но начавшийся глобальный кризис остановил это движение. Снижение минимального порога вхождения в ОЭЗ по замыслу разработчиков закона должно увеличить привлекательность зон. Кроме того, уменьшение стоимости "входного билета" должно привлечь малый и средний бизнес. По словам депутата Виктора Звагельского, тем самым малые и средние предприятия получают возможность конкурировать с крупным капиталом. Хотя справедливости ради надо отметить, что вряд ли единовременный взнос в 3 млн евро является серьезным облегчением доступа в зону для малого предприятия.

Резидентам технико-внедренческих зон, где не нужны первоначальные взносы, сделают другой подарок. Поправки увеличивают площадь зоны и количество частей, из которых она может состоять. Таким образом, отныне несколько самостоятельных технопарков могут формально считаться одной ОЭЗ.

Но и спрашивать с инвесторов станут строже. Предлагается конкретизировать механизмы определения соответствия деятельности резидента условиям соглашения, а также четко установить перечень существенных нарушений, влекущих расторжение соглашения и лишение статуса резидента особой экономической зоны.




ЦБ НЕ ХОЧЕТ СТАНОВИТЬСЯ ЗАЛОЖНИКОМ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ БАНКОВ

Bankir.ru, 4 Июня 2009

Регулятор стал требовать досрочного возврата денег, полученных банками под залог кредитов предприятиям. Об этом написал в своем блоге председатель совета директоров самарского ФИА-банка Анатолий Волошин. Он напомнил, что банки могут занимать в ЦБ деньги по ставке рефинансирования (сейчас 12% годовых) под залог кредитов юрлицам. Так, ФИА-банк получил в кредит у ЦБ 550 млн руб., но большую часть пришлось вернуть досрочно. Сейчас задолженность перед регулятором составляет "порядка 200 млн руб.", пишет банкир. Все дело в том, что в случае ухудшения положения заемщика (см. врез) регулятор имеет право потребовать возврата кредита. А показатели почти всех компаний в IV квартале 2008 г. и I квартале 2009 г. упали из-за кризиса и отсутствия сбыта. "Мы не можем получить рефинансирование в ЦБ практически ни под одно предприятие", - сетует Волошин. Например, банк рефинансировал в ЦБ кредит кирпичному заводу на 50 млн руб., но у того в I квартале этого года нет сбыта. "Вместо того чтобы этому предприятию помочь в преддверии лета, когда начнется строительный сезон и оживится спрос, ЦБ нам направляет письмо с требованием вернуть деньги, - негодует Волошин. - И мы им вернули".

"Это не единичный случай, - подтверждает председатель совета ассоциации региональных банков "Россия" Александр Мурычев. - Такие жалобы поступали от банков - членов ассоциации".

Центробанк начал наращивать кредитование под залог прав требований банков по кредитам, векселям и под поручительства других банков с началом кризиса. На 1 октября долг банков перед ЦБ по таким кредитам составлял 61 млрд руб., максимальный объем (921,8 млрд руб.) был зафиксирован 16 апреля 2009 г., после этого он начал сокращаться и сейчас составляет 650,2 млрд руб.

Руководитель сводно-экономического департамента ЦБ Надежда Иванова не раз на встречах с банкирами выражала обеспокоенность качеством кредитного портфеля, предоставляемого банками под залог рефинансирования регулятора, отмечает заместитель гендиректора "Урса банка" Владимир Мехряков. Дело доходит до кредитов частным предпринимателям и предприятиям-банкротам. "Логично, что ЦБ опасается ухудшения качества залогов по выданным кредитам - здесь он ведет себя, как любой банк", - говорит Мехряков. Центробанк все же дает в кредит государственные средства, поэтому и жестко подходит к оценке рисков, соглашается начальник казначейства банка "Возрождение" Андрей Шалимов. Он указывает, что его банк получил средства под залог кредитов только этой весной и пока ни одного случая отзыва рефинансирования не было.

Но Волошина не устраивает также и то, что крупные банки, кредитующие социально значимые крупные компании (у ЦБ есть их список), находятся в лучшем положении. Они тоже получают рефинансирование ЦБ под эти займы, но требований по финансовым результатам клиентов не предъявляется.

Мурычев согласен, что порядок рефинансирования мелких и средних банков следует корректировать. Например, ЦБ мог бы принимать также гарантии топ-менеджеров или собственников компаний-заемщиков. "Но действовать надо осторожно, чтобы не поощрять банки, проводящие неэффективную политику управления рисками по кредитам своим клиентам", - резюмирует он.




ЦЕНА СПАСЕНИЯ

Ведомости, 4 Июня 2009

Внешэкономбанк вложил 155 млрд руб. из фонда национального благосостояния в 15 ценных бумаг, сказано в отчете банка, с которым удалось ознакомиться "Ведомостям". Антикризисная программа увеличила его баланс втрое, а прибыль - в 1,5 раза. Банк выполнял функции государственного института развития и стал одним из важнейших антикризисных инструментов правительства, заявил 1 июня премьер Владимир Путин, возглавляющий наблюдательный совет ВЭБа, после заседания, где был одобрен отчет банка за 2008 г. В нем говорится, что за год активы ВЭБа выросли почти втрое до 1,6 трлн руб. Более половины баланса связано с выполнением антикризисных функций. Из полученных на эти цели 847,9 млрд руб. он к 1 января разместил 833,9 млрд.

Привлеченные от ЦБ 287,4 млрд руб. были направлены на рефинансирование внешнего долга российских компаний. Из 180,5 млрд руб., полученных от ЦБ на санацию Связь-банка и Глобэксбанка, к началу года неиспользованными оставались 13,5 млрд.

Еще 400 млрд руб. ВЭБу доверил фонд национального благосостояния. Из них 225 млрд ушли на субординированные кредиты госбанкам: 200 млрд - ВТБ, 25 млрд - Россельхозбанку (РСХБ).

На фондовом рынке ВЭБ разместил 155,8 млрд руб. из полученных от ФНБ 175 млрд (см. врез), говорится в отчете. В нем впервые указаны бумаги, которые находятся в портфеле ВЭБа. 80% вложены в акции семи компаний: "Газпрома", Сбербанка, "Роснефти", "Лукойла", ВТБ, "Норникеля" и "Сургутнефтегаза". Оставшиеся 20% распределены между облигациями восьми эмитентов: опять-таки "Газпрома", "Лукойла" и ВТБ, а также "ВТБ-лизинга", РЖД, Банка Москвы, РСХБ и Газпромбанка. Доли отдельных бумаг в своем портфеле ВЭБ не раскрывает. В кризис он был главным покупателем: инвестиции ВЭБа в акции составляют почти 10% от суммарного объема торгов этими семью "фишками" на ММВБ в октябре - декабре, а в облигации - 3/4.

Перечень инструментов для инвестирования определял Минфин, рассказывали представители ВЭБа. "Мы им не говорили, что такого-то числа надо покупать такие-то бумаги по такой-то цене. У них была декларация, в которой были согласованы эмитенты, пропорция акций и облигаций - они в рамках этого работали. Получили неплохой результат", - признает чиновник Минфина. Доходность вложений ВЭБа - 42% годовых, рассказывал министр финансов Алексей Кудрин.

Представитель ВЭБа Андрей Мазуров не стал комментировать отчет до его официальной публикации.

Вкладывался в прошлом году ВЭБ не только в торгуемые бумаги. Дешевле всего ему обошлись акции Связь-банка (90% за 4000 руб.).

Самой дорогой инвестицией стало приобретение 97,2% акций Белвнешэкономбанка за 4,4 млрд руб. Однако еще дороже ВЭБ оценил украинский Проминвестбанк. За 9,8% его акций госкорпорация заплатила 3,6 млрд руб. Это было только начало. В январе ВЭБ увеличил долю до 75%, а в феврале предоставил украинской "дочке" $390 млн в рамках кредитной линии на $1 млрд.

Блокпакет акций "Терминала" (проект "Шереметьево-3") обошелся ВЭБу в 310 млн руб.

Далее ВТБ намерен кредитовать этот проект.

За год ВЭБ увеличил число своих инвестпроектов с 35 до 54. На реализацию 21 нового проекта предоставлено 48,9 млрд руб., на поддержку уже начатых - 19,6 млрд, говорится в отчете. Еще на 15,8 млрд руб. ВЭБ предоставил гарантий, преимущественно для поддержки экспорта продукции промышленного назначения.

Рост кредитного портфеля ВЭба почти в пять раз увеличил чистый процентный доход - до 20 млрд руб. Но 10,4 млрд из этой суммы ушло на создание дополнительных резервов.

Втрое, до 14,3 млрд руб., выросли и операционные расходы. Однако на себя ВЭБ стал тратить немногим больше - административно-хозяйственные расходы увеличились на 470 млн руб. до 6,1 млрд руб. Ранее ВЭБ раскрывал, что в прошлом году средний заработок члена правления удвоился до 1,4 млн руб. в месяц.

Прибыль ВЭБа выросла в 1,5 раза до 9,3 млрд руб. Налог с нее он не платит, однако перечислит в бюджет 878,7 млн руб., которые дополнительно получил за 2007 г., когда еще не стал госкорпорацией. 20% прибыли ВЭБ просит направить в резервный фонд, 80% - в фонд накоплений.

"ВЭБ проявил должный уровень профессионализма "..." высокую устойчивость и эффективность работы", - остался доволен Путин. Игорь Николаев из ФБК не видит смысла оценивать деятельность ВЭБа как самостоятельного банка: "Он практически ничего не решал. Через ВЭБ правительство реализовывало антикризисную политику" .-




ОТ МОСКВЫ ОСТАНЕТСЯ ДВЕ ТРЕТИ

Время новостей, 4 Июня 2009

Столичные чиновники, неоднократно ранее критиковавшие федеральных коллег за недальновидное обращение с деньгами Стабилизационного фонда, сами оказались в весьма щекотливой финансовой ситуации. Еще недавно оперировавшие самым большим региональным бюджетом страны, они сегодня вынуждены резать по живому инвестиционные программы и оправдывать сокращение расходов заявлениями о том, что Москва не отказывается от своих социальных и инфраструктурных обязательств - просто исполнение некоторых из них она растягивает во времени. Без уточнения сроков. Вчера представители финансово-экономического блока мэрии представили городским депутатам секвестированный бюджет 2009 года. Неизбежность пересмотра главного финансового документа страны была очевидной еще в начале года - интригу составляли лишь пропорции сокращений.

Они оказались весьма существенными.

Взвесив сложившуюся в стране экономическую ситуацию, в мэрии Москвы решили на треть (на 417,3 млрд. руб) сократить доходную часть городского бюджета этого года. В итоге в 2009-м, согласно расчетам столичных финансистов, наполнение казны составит менее триллиона рублей (969,8 млрд. руб.). Расходные обязательства за счет роста дефицита городской казны будут урезаны на 20% и составят чуть более 1,1 трлн. рублей. Обо всем этом чиновники сообщили с постными лицами, что и понятно - ведь секвестру подвергается документ, который уже был "оптимизирован" осенью прошлого года. Напомним, что первоначальный вариант бюджета-2009 предполагал, что доходы казны составят не менее 1,53 трлн. рублей. Предполагались и грандиозные расходы - 1,66 трлн. рублей - как на социальную сферу, так и на инвестиционные программы города (620 млрд. руб.).

Теперь же ситуация со сбором налогов повергает чиновников в легкий шок. Как признал вчера руководитель столичного департамента финансов Юрий Коросте лев, даже дефолт 1998 года казался ему не столь серьезным испытанием для городской экономики. "В 98-м было гораздо легче", - утверждает чиновник. По словам г-на Коростелева, если тогда город уже в четвертом квартале наверстал недоимку доходной части бюджета, то сейчас у экономистов нет никакой "ясности, куда направлять свои усилия".

По сводным данным департамента финансов Москвы и бюджетной комиссии Мосгордумы, к 1 мая в бюджет поступило лишь 19,9% средств от утвержденного годового объема. В целом же поступления в казну по сравнению с началом 2008-го упали на 26%. В частности, буквально таять стали поступления от налога на прибыль организаций. По словам председателя бюджетной комиссии Мосгордумы Игоря Антонова, на конец апреля эти поступления сократились на 351,8 млрд. руб., или на 41,6% от значений аналогичного периода в прошлом году. Причем собираемость налога на прибыль упала как раз за счет тех предприятий, которые в 2008 году показывали самые высокие результаты. Не приходится рассчитывать и на еще один существенный и стабильный источник средств городской казны - средства налога на доходы с физических лиц. Массовые увольнения, перевод сотрудников в бессрочные неоплачиваемые отпуска, введение сокращенных графиков работы предприятий, - все это повлияло на благосостояние москвичей, и, как следствие, на 94,1 млрд. руб. сократило финансовые возможности столицы.

Полагаться же на то, что в следующем финансовом квартале ситуация изменится в лучшую сторону, по словам г-на Коросте лева, не позволяет пессимизм налоговой службы. Сославшись на прогнозы фискалов, он заявил, что, вероятнее всего, по сравнению с прошлым годом налоговые поступления сократятся в 2009-м более чем на 50%.

В итоге мэрия пытается обозначить приоритеты, которые должны быть сохранены в сложную пору. Чиновники уверяют, что собственно москвичей, перед которыми у города есть социальные обязательства (пенсионеры, льготники, бюджетники), финансовые трудности столицы не коснутся. Однако представители мэрии не скрывают, что обещанного ранее улучшения "качества жизни" москвичей придется ждать еще долго. По крайней мере, как подчеркнул г-н Коростелев, "речь идет о том, чтобы отодвинуть сроки" тех программ, которые "могут подождать". В частности, к обязательствам города "непервостепенной важности" отнесена программа капремонта жилищного фонда. Размеры ее финансирования будут ужаты с 40,1 млрд. до 15,9 млрд. рублей. Впрочем, депутаты от лояльной мэрии фракции "Единая Россия" нашли в этом даже позитивный момент. Как заявил, например, Игорь Антонов, сокращение финансирования "заставит с большим уважением относиться к городскому заказу" и "выметет скопившихся сейчас в жилищно-коммунальной сфере недобросовестных подрядчиков". Программа комплекса городского хозяйства сократится на 75 млрд. рублей, в том числе урезаны в этом году будут и расходы на ремонт и строительство дорог. В целом инвестиционная программа сократится на 164,7 млрд. рублей, или на 43,5%.

Несмотря на то что 2009-й объявлен годом равных возможностей, будет секвестирована и программа поддержки инвалидов. Как рассказал "Времени новостей" председатель комиссии по труду и социальной политике Мосгоруды Михаил Антонцев, урезана она будет только в инвестиционной части, касающейся нового строительства с пандусами для инвалидных колясок и специальными лифтами.

Впрочем, по его словам, эти расходы составляют не более 10% от суммарной стоимости программы. "Что касается строящегося на Варшавском шоссе перехода со специальными лифтами для инвалидов, то он будет введен, как и планировалось в этом году", - заверил г-н Антонцев.

Городские единороссы, которых в Мосгордуме большинство, на фоне расстроенных чиновников выглядели вполне спокойными и традиционно без критики и сомнений пропустили поправки в бюджет в первом чтении. Их, видимо, куда больше занимала предстоящая встреча с мэром Юрием Лужковым. Ежегодный традиционный летний отчет градоначальника, видимо, не случайно был запланирован на тот же день. И г-н Лужков оценил солидарность депутатов от фракции "Единая Россия", заявив, что партия является "мощным антикризисным ресурсом".

Оппозиционеры же осталась недовольны финансовыми расчетами чиновников. Так, коммунисты заявили, что "мэрия снижает расходы на развитие того, что называется человеческий потенциал", продолжая инвестировать в ГУПы, коммерческие компании и предприятия, в том числе за пределами города и страны. А лидер фракции "Яблоко - объединенные демократы" Сергей Митрохин высказал сомнение в адекватности размера сокращения как доходов, так и расходов казны. Его, в частности, смутило расхождение прогнозов мэрии и Контрольно-счетной палаты города по собираемости налога на прибыль в 100 млрд. рублей. К тому же, серьезные финансовые проблемы, по словам г-на Митрохина, не мешают Москве вести строительство за рубежом. В частности, по его мнению, в сложившейся ситуации можно было бы отказаться в пользу москвичей от финансирования нового оздоровительного центра в Болгарии, строящегося на московские деньги. В мэрии же считают, что подобные финансовые вливания - это тоже своего рода компенсация москвичам, которые там смогут отдыхать и поправлять здоровье. "Мы не альтруисты, - заявил г-н Коростелев. - Любой рубль, заложенный в бюджет, работает на москвича". Сергея Митрохина и коммунистов эти объяснения не убедили. Но их голоса уже ничего не решали.




ФОРУМ ОПТИМИСТОВ

РБК daily, 4 Июня 2009

Мировая политическая, экономическая и бизнес-элита готовится подвести первые итоги кризиса в ходе ежегодного Международного экономического форума, который открывается сегодня в Петербурге. Выступая на нем в прошлом году, президент Дмитрий Медведев раскритиковал экономический эгоизм отдельных стран и предложил изменить мировую финансовую архитектуру. По мере ослабления доллара эту тему подхватили в Китае. Но что ждет глобальную экономику, по-прежнему неясно: как признал вчера Дмитрий Медведев, "прогнозировать дно кризиса могут лишь оптимисты". Российские власти обещают инвесторам лишь замедление спада экономики страны.

Первое пленарное заседание 5 июня откроет президент лично. На нем планируется обсудить первые уроки мирового кризиса, вопросы выбора пути дальнейшего развития глобальной экономики, который обеспечил бы стабильный рост национальных экономик. Впрочем, о реформе мировой финансовой архитектуры, о новых мировых резервных валютах, о необходимости сопротивляться протекционизму и объединить усилия развитых стран с развивающимися уже говорилось. Инвесторы надеются скорее получить ответы о дальнейшем развитии России, об антикризисных мерах правительства от первых лиц государства.

Тон дискуссий с инвесторами власти задали еще до начала форума. Вчера на совещании по экономическим вопросам в Горках Дмитрий Медведев признал, что фактор неопределенности в мировой экономике очень велик, поэтому вопрос о достижении дна кризиса остается открытым: "Любимым вопросом для всех аналитиков во всем мире стал вопрос о достижении дна кризиса, на который все дают, как правило, уклончивый ответ, за исключением истовых оптимистов". По его словам, сейчас существуют одновременно как положительные, так и отрицательные тенденции, сформировавшиеся на рынках. Его помощник Аркадий Дворкович не исключает второго дна кризиса, так как не завершена "расчистка плохих активов" в банковском секторе. "Реализуется такой сценарий или нет - зависит от действий властей разных стран, скоординированности их действий", - сказал г-н Дворкович. Однако инвесторов в российскую экономику Аркадий Дворкович заверил, что в последующие месяцы здесь ожидается более позитивная динамика, особенно если ЦБ не откажет банкам в рекапитализации.

"Сейчас никто не знает, будет ли второе дно, - заметил он. - Это во многом будет зависеть от действий монетарных властей".

Положительные сигналы, по словам Аркадия Дворковича, идут с нефтяного рынка, хотя и там многое зависит от темпов роста объемов производства.

Но самые пессимистичные сценарии пока отошли на второй план, добавил он.

Президент на форуме встретится с руководителями крупнейших нефтегазовых компаний и банкирами. По словам г-на Дворковича, будут обсуждаться не только российские предложения в сфере энергетического сотрудничества и состояние рынка нефти и газа в целом, но и отдельные проекты. Подробности помощник президента не уточнил, но речь пойдет как минимум о привлечении инвестиций, за которые Россия готова конкурировать со странами БРИК. "Мы видим по настроению иностранных компаний, что никто не уйдет из России. Все говорят о том, что как минимум сохранят свои производства либо даже увеличат свое присутствие. Мы рассчитываем, что Россия останется местом приложения иностранных инвестиций", - заявил помощник главы государства. Он напомнил об открытии завода Nissan в СанктПетербурге и планах Boeing по созданию новых производственных мощностей в Свердловской области, о которых может быть объявлено на ПМЭФ.

Не оставляют в Москве и планов по созданию мирового финансового центра. "Задача по созданию такого центра актуальна, несмотря на кризис, и она будет решаться", - заверил помощник президента. По его мнению, Россия "может стать хорошим источником привлечения финансовых ресурсов" для стран СНГ и Восточной Европы.




РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА




ИНФЛЯЦИЯ ВЫШЛА ЗА ОФИЦИАЛЬНЫЕ РАМКИ

Коммерсант, 4 Июня 2009

Росстат вчера опубликовал предварительную оценку инфляции (окончательная будет опубликована в пятницу), согласно которой рост потребительских цен за май 2009 года составил 0,7% (в мае 2008 года - 1,4%), столько же, сколько и за апрель (см. график). Накопленная с начала 2009 года по 1 июня инфляция составила 6,8% и продолжает замедляться: за соответствующий период 2008 года цены выросли на 7,7%. Отметим, что начиная с мая 2009 года произошел окончательный перелом в инфляционном тренде: если в апреле годовая инфляция еще составляла 13,3%, превышая официальный прогноз в 13% на 2009 год, то в мае она сократилась до 12,5%. Эффект девальвации рубля, который отражался в росте импортных цен весь первый квартал 2009 года, в апреле фактически был исчерпан, а сокращение доходов домохозяйств и рост безработицы существенно ограничивают спрос и цены, что вряд ли изменится в обозримом будущем.

Представители ЦБ и большинство независимых аналитиков еще в апреле были твердо убеждены, что официальный прогноз инфляции в 13% на фоне стагнации несостоятелен (см. "Ъ" от 24 марта и 6 мая). То, что эта оценка завышена, наконец признали и в Минэкономики. "Инфляция в 2009 году составит 13% или ниже. Базовый прогноз по инфляции на 2010 год составляет 10%", - заявил во вторник заместитель главы Минэкономики Андрей Клепач.

Впрочем, Владимир Тихомиров из "Уралсиба" не торопится пересматривать свой прогноз и считает, что инфляция в 2009 году будет не менее 13%, связывая это с набором рисков, включающих в себя вероятность низкого урожая, возможность всплеска инфляции в мировой экономике, накачанной "антикризисными" деньгами, и ухудшение мирового экономического климата, что может привести к повторной девальвации в РФ. Реализация первого из названных им рисков уже вполне вероятна. По словам Андрея Клепача, ожидаемый сбор зерна в 2009 году составит до 90 млн против 110 млн тонн в 2008 году. Но господин Клепач относит плохой урожай как инфляционный риск на 2010 год наряду с ростом тарифов и традиционным всплеском госрасходов в конце года. Еще одна причина, по которой в 2010 году потребительские цены снова смогут "выстрелить", - денежная масса. В апреле 2009 года в годовом выражении она сократилась на 8%, но, по оценкам ЦБ, за 2009 год увеличится на 20%. Таким образом ЦБ ожидает, что при сокращении ВВП в 2009 году экономика за оставшиеся месяцы буквально "наводнится" деньгами, что и определит судьбу инфляции в середине 2010 года, если экономика не начнет расти.




РОЗНИЧНЫЕ ДОЛГИ УХОДЯТ ОПТОМ

Коммерсант, 4 Июня 2009

Из-за стремительного ухудшения качества розничных кредитных портфелей услуги коллекторских агентств пользуются все большим спросом: с начала года объем коллекторского рынка вырос почти на 17%. Банки не останавливает даже рост тарифов на услуги коллекторов. Основной причиной роста объема задолженности, передаваемой банками в работу коллекторским агентствам, является рост просроченной задолженности на фоне спада розничного кредитования, отмечается в опубликованном вчера исследовании коллекторского агентства "Секвойя кредит консолидейшн". По данным ЦБ, на 1 апреля 2009 года объем кредитования физлиц банками составил 3,87 трлн руб. (показатель находится на этом уровне в течение полугода), при этом прирост просроченной задолженности за первые три месяца 2009 года составил 22,9%, таким образом, на 1 апреля доля просрочки составляет 4,7% всего розничного портфеля (182,1 млрд руб.). По оценке "Секвойя кредит консолидейшн", с начала года объем рынка коллекторских услуг (по розничным кредитам) вырос на 16,7% (на 15 млрд руб.) и составил 90 млрд руб.

Банки передают коллекторам все более "молодые" долги, отмечается в исследовании (см. график). Согласно результатам опроса банков, проведенного в рамках исследования (в опросе принимали участие 25 крупных банков, работающих в различных регионах), более половины всей передаваемой в работу коллекторам просрочки находится в пределах 180 дней, 22% - до 90 дней.

Если раньше банки предпочитали сами работать с кредитами, обеспеченными залогами, то теперь все охотнее передают их коллекторам. По итогам 2007 года доля проблемных ипотечных кредитов в портфелях коллекторов составляла 1,2%, по итогам первого квартала 2009 года - уже 3%, доля автокредитов за тот же период увеличилась с 11,2 до 15,9%. "Раньше банки предпочитали не передавать на аутсорсинг агентствам обеспеченные кредиты, поскольку работать с просрочкой по ним было проще, - поясняет первый заместитель председателя правления РБР Игорь Дуда. - Однако в связи с кризисом качество кредитов значительно ухудшилось, и банки не справляются с таким объемом проблемных кредитов".

"Из-за снижения доходов населения резко выросла просрочка даже по тем кредитам, которые обеспечены залогом", - добавляет начальник управления потребительского и автокредитования ОТП банка Денис Сергеев. Он отмечает, что доля плохих долгов в портфелях банков стремительно растет, и чтобы не допустить значительного ухудшения качества портфеля, банки вынуждены передавать долги на аутсорсинг.

Рост спроса на услуги коллекторов порождает рост тарифов, однако коллекторы ссылаются на увеличение собственных затрат. "По нашим данным, с начала кризиса затраты выросли примерно в полтора - два раза", - сообщила гендиректор крупнейшего коллекторского агентства "Секвойя кредит консолидейшн" Елена Докучаева. Она отметила, что услуги агентства в настоящее время обходятся банкам в 18-50% от суммы взысканной задолженности. По прогнозам госпожи Докучаевый, до конца года собираемость долгов может сократиться на 10%. "Для того чтобы обеспечить собираемость, коллекторы вынуждены повышать затраты, а следовательно, и тарифы", - считает генеральный директор коллекторского агентства ФАСП Александр Морозов.




СЫРЬЕВОЙ И ТОВАРНЫЙ РЫНОК




НЕФТЯНАЯ АНЕСТЕЗИЯ

Ведомости, 4 Июня 2009

Цены на нефть в I квартале 2009 г. оказались примерно такими, какими они были в 2005 и начале 2006 г. В I квартале 2005 г. российский экспорт составил $50 млрд, а положительное торговое сальдо - $24 млрд; в I квартале 2009 г., по оценкам ЦБ, экспорт составил $60 млрд, а положительное сальдо - $21 млрд. В 2005 г. эксперты характеризовали ситуацию как золотой дождь, пролившийся на Россию. Профицит бюджета составлял 7,5%, и на столько же росла экономика. Сегодня дефицит бюджета и темпы падения экономики составляют около 10%.

Итак, российская экономика находится в состоянии нефтяной анестезии. И такой же анестезиологический характер имеет антикризисная программа российского правительства. Эта программа намечает довольно обширную систему мер, призванных смягчить для различных экономических субъектов и групп населения последствия кредитного перегрева прежних лет. И ничего не говорит о стимулировании экономики.

Программа буквально пронизана идеологией "поддержки" и одновременно глубоким равнодушием к рыночным механизмам и процессам.

Между тем вызов мирового финансового кризиса для России заключается в том, что возвращение к той модели роста, которая имела место в 2000-е гг., вряд ли возможен. Модель эта была основана на том, что постоянно растущие доходы от сырьевой торговли трансформировались в рост доходов и внутреннего спроса. А доступность внешних кредитов позволяла и стимулировать рост спроса, и удешевлять для предприятий стоимость ответа на него: предприятия в кредит производили то, что у них в кредит покупали потребители.

У этой модели, безусловно, были свои преимущества. Во-первых, она позволила миллионам людей почувствовать себя лучше - выйти из нищеты и скудости. Она дала мощный импульс развитию инфраструктуры торговли и услуг. Наконец, многие отрасли провели значительное техническое перевооружение: доля машин и оборудования в импорте составляла в последние годы "бума" около 50%.

Но были у этой модели и долгосрочные негативные эффекты: быстрое укрепление рубля, ускоренный рост внутренних цен и высокая инфляция. Все они были непосредственно связаны с фундаментальным условием экономического роста - постоянно растущим притоком внешнего капитала. Являлись неотъемлемой родовой чертой самой модели роста.

Эта экономическая модель была, безусловно, социально эффективной, но в то же время по смыслу своему - контрмодернизационной. Так, в 1999 г. доля топливно-энергетических товаров в экспорте составила 44%, а в 2007 г. - уже 62%, в целом же сырьевой экспорт, включая металлы, лесоматериалы и каменный уголь, составил ? всего российского экспорта 2007 г. А вот доля машин и оборудования в экспорте снизилась с 8,8% в 2000 г. до 5,6% в 2007 г. В то время как стоимостной объем экспорта увеличился с 2000 по 2007 г. в 3,5 раза, объем импорта вырос в 5 раз, что свидетельствовало о том, что российская промышленность теряла позиции и на внутреннем рынке. Диспропорции российской экономики образца 2000 г. лишь усилились в период экономического роста.

ВИНЕГРЕТНЫЙ ПОДХОД

Между тем разговоры о том, какую модель экономического роста мы можем или хотим получить "после кризиса", всерьез практически не ведутся. Зато охотно ведутся разговоры о модернизации.

Слово "модернизация" столь часто звучит с высоких трибун в том числе и потому, что в современном русском словоупотреблении имеет прелесть винегрета. Тут тебе и диверсификация экономики, и рост производительности, и выход на инновационные рельсы, и даже независимость судов. О такой модернизации хочется и можно говорить вечно.

Однако разговоры о модернизации имеют практический смысл, лишь если понимать под ней целенаправленное изменение определенных параметров развития, которое должно потащить за собой перемены в других сферах и привести в конце концов к изменению всего социально экономического уклада. У нас нет возможности совершить значимое продвижение на многих направлениях. Необходимо выбрать приоритеты, определить численные параметры изменения показателей по срокам, динамику затрат и ожидаемой отдачи. А затем уже определять способы достижения этих ориентиров, жестоко и последовательно устраняя все, что мешает их достижению, и поощряя все, что этому способствует.

Более того, выбор тех или иных конкретных приоритетов будет неминуемо сопряжен с временным отказом от других целей. Так, например, если мы избираем приоритетом диверсификацию экономики, т. е. ускоренный рост несырьевого экспорта (а как еще можно измерить диверсификацию?), это будет сопряжено с отказом от других любимых "фишек" из модернизационного меню. Нам придется озаботиться вопросом сдерживания роста внутренних цен на сырье и энергию. Нам нужен будет ослабленный рубль. Нам необходимо будет снижать, а не наращивать социальные обязательства. Внести изменения в налоговую политику.

Задачи в институциональной сфере также обретут хотя и меньшую масштабность, зато - конкретность. Каждому, кто запишет в свою модернизационную программу пункт "борьба с коррупцией", можно смело рассмеяться в лицо. Ибо это не более чем сотрясение воздуха. Зато если мы выбираем в качестве приоритета ускоренный рост несырьевого экспорта, нам придется записать в программу такой пункт, как, например, "разрушение системы крышевания лжеэкспорта в органах государственной власти". Несмотря на кажущуюся скромность, задача эта может оказаться поистине геракловой. Нам также придется - страшно сказать - пересмотреть роль Федеральной службы безопасности в регулировании экономики и внешней торговли.

Независимость судов вряд ли может быть самостоятельной задачей модернизации.

Независимость суда - это не цель, а средство, условие экономической эффективности. В контексте модернизационной задачи нам не нужно бороться за независимость суда, зато абсолютно необходимо поставить надежный заслон рейдерству с любым уровнем политической поддержки. И если суд будет выполнять свои прямые функции, то волей-неволей он окажется независимым.

В целом установка на повышение доли несырьевого экспорта может показаться расплывчатой и не слишком амбициозной, но именно она способна дать значительный институциональный эффект.

Добиться значительного роста конкурентности на внутренних

рынках в реалиях сегодняшней политической системы нам определенно не удастся. А потому именно конкуренция на внешнем рынке способна стать драйвером развития тех или иных секторов, отраслей и предприятий. При этом попытки "уточнить" направление усилий, ограничив его конкретными секторами (поддержка экспорта высокотехнологичного, капиталоемкого, инновационного и проч.), наверняка дадут отрицательный эффект. Институционально позитивными могут быть лишь меры выравнивания условий деятельности для экономических субъектов, в то время как любая селективность при имеющемся уровне монополизма и коррупции обречена на провал. И надо в этом твердо отдавать себе отчет.

СТРАТЕГИЯ МОТЫЛЬКА

Приоритеты могут быть и другими. Но, так или иначе, необходимо задаться вопросом, какая модель роста реалистична и оптимальна в ближайшей и стратегической перспективе, а какие модели ведут нас в тупик, повышая меру неустойчивости экономики. Необходимо, видимо, окончательно забыть о доктрине "двухконтурной экономики", успех которой в конечном счете также зависит от конъюнктуры внешних рынков (наличие высоких сырьевых доходов, трансформируемых в инвестиции), а институциональные последствия выглядят сомнительными.

Между тем антикризисные наработки правительства тщательно обходят этот ключевой вопрос будущего. И это не досадное упущение - это хуже. Дело в том, что антикризисная активность правительства по факту, без всяких обсуждений закладывает институциональные предпосылки определенной экономической модели.

Эта модель характеризуется тем, что государство выступает в качестве крупнейшего собственника и распорядителя экономических процессов.

Эта модель будет требовать поддержания высокого уровня госинвестиций и одновременно постоянно высокого (вне зависимости от текущей конъюнктуры доходов) уровня социальных обязательств. Если в предыдущем периоде - в эпоху роста сырьевых цен - мы максимизировали нашу зависимость от сырьевого экспорта, то теперь - на пороге периода ценовой неопределенности - мы собираемся повесить все эти риски на государство. Еще восемь лет назад в элитах присутствовало ясное сознание опасности и недопустимости такого сценария. Сегодня мы вяло, но неуклонно скатываемся к нему под разговоры о модернизации и в апатичной надежде, что на этот раз все будет не так как всегда.-




ФОНДОВЫЙ РЫНОК




НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ НАЧАЛАСЬ РАСПРОДАЖА

Коммерсант, 4 июня 2009

Коррекции на российском фондовом рынке усилились и участились. Вчера в ходе торгов индекс РТС потерял 4,5% и опустился до отметки 1127,57 пункта. В это же время рублевый индекс ММВБ обвалился на 7,5% (второй результат в этом году) и откатился до отметки 1109,21 пункта. В марте - апреле соизмеримые падения индексов наблюдались один раз в 20-35 дней. В мае - начале июня падения стали повторяться с периодичностью семь-десять дней. В результате последнего падения российского рынка значение рассчитанного в долларах индекса РТС впервые в этом году превысило значение рублевого ММВБ. Основной причиной такой ситуации стало укрепление рубля - с начала марта доллар относительно российской валюты потерял 15%, вернувшись к отметке 30,8 руб./$.

Особенностью вчерашних "медвежьих" торгов была смена настроений инвесторов. Если при предыдущих коррекциях рынка объемы торгов падали, то вчера они сохранились на высоком уровне, характерном для ситуации роста рынка. На ФБ ММВБ объем торгов акциями превысил 89,2 млрд руб., что является третьим результатом в этом году. Объем торгов в секторе Standard биржи РТС составил $315 млн.

Одной из причин активного сброса российских ценных бумаг стало снижение цен на нефть на мировом рынке. Причем при открытии инвесторы отыгрывали рост нефтяных котировок, происшедший во вторник, после закрытия торгов на внутреннем рынке. Цена североморской нефти Brent накануне поднялась до рекордных $67,9 за баррель, что на 1,6% выше закрытия понедельника. Однако игра на повышение продолжалась недолго. По итогам вчерашних торгов нефть марки Brent и Urals подешевела на 2,3% до $65,6 за баррель. По словам начальника аналитического департамента "Арбат Капитал" Сергея Фундобного, при малейшей опасности разворота инвесторы начинают фиксировать прибыль. "Однако утверждать, что очередное движение котировок вниз - это начало полномасштабной коррекции, я не возьмусь", - подчеркивает аналитик ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Николай Подлевских. Добавили пессимизма инвесторам снижающиеся в течение дня европейские и американские индексы.

На фоне снижения цен на нефть слабее рынка выглядела нефтегазовая отрасль. Акции ЛУКОЙЛа по итогам дня подешевели на 6,3%, "Газпрома" - на 8,1%, "Роснефти" - на 8,4%. Инвесторы избавлялись и от акций металлургических компаний: котировки акций НЛМК опустились на 7,7%, "Северстали" - на 9,3%, "Норильского никеля" - на 9,7%. "Инвесторы были разочарованы квартальными результатам НЛМК, которые дали понять, что возрождения отрасли пока еще не происходит", - отмечает трейдер "Ренессанс Капитала" Алексей Бачурин. Выручка сократилась до $1,3 млрд, что на 37% ниже значения предыдущего квартала. EBITDA снизилась на 63% до $197 млн. Компания второй квартал подряд отразила в отчетности чистый убыток, составивший за отчетный период $194 млн.

Фавориты прежних дней - акции Сбербанка и ВТБ - оказались аутсайдерами вчерашних торгов, подешевев соответственно на 11,6% и 9,9%.



 

Устав КПРФ: Принят II Чрезвычайным Съездом КПРФ 14 февраля 1993 года.Изменения и дополнения внесены:

  • IV Съездом КПРФ 20 апреля 1997 года
  • V (внеочередным) Съездом КПРФ 23 мая 1998 года
  • VIII (внеочередным) Съездом КПРФ 19 января 2002 года
  • XI (внеочередным) Съездом КПРФ 29 октября 2005 года
Коммунистическая партия Российской Федерации. г.Москва 2005 год. Читать устав


  • Знамя КПРФ – красное.
  • Гимн КПРФ – "Интернационал".
  • Символ КПРФ – символ союза тружеников города, села, науки и культуры – молот, серп и книга.
  • Девиз КПРФ – "Россия, труд, народовластие, социализм!".
Читать программу партии


Краткая справка о КПРФ: Общероссийская общественная организация "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее - КПРФ) - общественная организация, созданная на добровольных началах гражданами Российской Федерации, объединившимися на основе общности интересов для реализации программных и уставных целей. Читать справку


© Copyright 2007 Меньщиков В.С. Valid XHTML, PHP, CSS.