Меню
Новости
Информация


Архив Новостей
Враг капитала
Красный мир
Красная Политика
Новости КПРФ
Публицистика
Карта Сайта

Правда
Москва
Свердловск
Омск
Пермь
Челябинск
Тюмень
Мордовия
Санкт-Петербурское городское отделение КПРФ
Красноярская Краевая Организация КПРФ
Новосибирская Областная организация КПРФ
Приморское Краевое Отделение КПРФ
Северское Отделение КПРФ
Союз Коммунистической Молодёжи РФ
Независимая Народная Газета
Рабочий Класс - газета Всеукраинского Союза Рабочих
Вестник Организационно-Партийной и Кадровой Работы
Компартия Украины
Русскоязычная газета КНР -
Rambler's Top100

ip-location

16.09.2009  НУЖНЫ ЛИ СТРАНЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ?

«Советская Россия»: Полезные изобретения стране не нужны
--------------------------------------------------------------------------------
2009-09-15 09:52
«Советская Россия» - Фёдор Подольских

Многие ли знаю о том, что изобретен новый двигатель внутреннего сгорания, потребляющий в 3 раза меньше горючего и экологически чистый? Увы, нет. Ведь пустить изобретение в оборот изобретателю не дают…

Двойной юбилей проходит без приличествующих данному дуплету торжеств, славословий и салютов. И не диво. Юбилей несостоявшихся событий вызывает лишь скорбные поминки и кислые оправдательные речи. Да, сентябрь 1999 года мог стать началом новой эры в строительстве двигателей внутреннего сгорания. В то историческое время Российское агентство по патентам выдало свидетельство оренбургскому инженеру Владимиру Семёновичу Гусеву. Он изобрел принципиально новый роторный двигатель внутреннего сгорания.

Сей мотор в 2,5 – 3 раза потребляет меньше горючего, чем его нынешний поршневой предшественник. Он в два раза легче. Прост в изготовлении и ремонте. Его производство можно наладить на многих машиностроительных заводах. И он годится, как для каждой дырки затычка. А «чихает» только что не французскими духами, и в этом не намного больше преувеличения, чем в печатных восторгах особо горячих защитников природы: «Выхлоп чище воздуха». И гудит не громче шмеля. Вот бы такие автомобили в городе.
И тут, казалось бы, счастливая роль случайности при всей закономерности исторических процессов. Одновременно начался второй заход «инноваций» с назначением Путина в преемники Ельцина. Перед этим только что вытолкали в отставку правительство с участием коммуниста Ю.Д.Маслюкова со всеми его испытанными мерами по спасению производства и научно-технического прогресса. И начались телевизионные заклинания с новым словом «инновации».

Под их воздействием изобретатель В.С.Гусев двинулся по этажам «пирамиды власти» и иным святым местам: подайте на изготовление опытного образца двигателя. Ах, с каким радушием его принимали в распростертые объятия! Областная торгово-промышленная палата пригласила для участия в первом конкурсе лучших инновационных проектов. Чтобы «показать себя, привлечь внимание производственников к эффективным решениям, сулящим прибыль. А, может быть, даже получить премию Комитета по науке администрации области». Да, чем черт не шутит. И он не шутил. В.С.Гусев получил высшую премию, правда, почему-то в номинации «Инновационная коммерческая идея». Идея, как лучше торговать. Хватило даже на переписку в течение целого года.

А она – увлекательнее романа в письмах. Оренбургский государственный аэрокосмический институт шлет отзыв на уровне самых высоких орбит. Ученые Оренбургского государственного университета по автомобилям прочат космические скорости на земных трассах. Управление промышленности областной администрации любезно сообщает адреса ближайших моторостроительных заводов, с которыми, однако, В.С.Гусев в течение многих лет был связан по роду своей работы. Но особо ценно, что попутно просветили, что предоставление областной финансовой помощи для реализации проекта возможно только на конкурсной, возвратной основе.

Речь шла о громадной сумме – для изготовления одного из видов мотора для автомобиля «Ока» требовалось примерно 120 тысяч рублей. Оренбургский машиностроительный завод «Стрела» космической промышленности готов был взяться за более мощный двигатель и выпустить 5 опытных образцов. Лишь бы были 278 тысяч рублей на разработку конструкторской документации. Ну, а там уж и на опытные образцы. «Мы готовы наладить серийный выпуск этого изделия при гарантированном рынке сбыта», – писали руководители «Стрелы» изобретателю.

В конце концов, и чертежи, и некоторые детали изготовили. Кое-что закупили, договорились с машиностроительными предприятиями о выпуске ряда других деталей. Но без финансирования дело заглохло. И в канун 10-летнего юбилея В.С.Гусев все вопросы еще раз адресовал главе области А.А.Чернышёву лично. Безответно.

А на категоричное и очень личное последнее окончательное послание со всеми ссылками на конституционные гарантии в День изобретателя удостоился точно в месячный срок уважительного приглашения, как бы на дамский вальс. Из областного Министерства образования заместитель министра в стиле письма современной Татьяны Онегину прислала деликатную отповедь:

«Ваше предложение с использованием имеющегося у Вас патента представляет несомненный интерес, однако рассматривать вопрос о целесообразности организации подобного производства на сегодняшний день считаю преждевременным…» Прервемся из сочувствия: вечно эти изобретатели прежде времени то колесо придумают, то паровоз, а то двигатель внутреннего сгорания. Нет бы, все по порядку, а именно: «…считаю преждевременным, поскольку у данного проекта нет стратегии коммерциализации разработки, его технико-экономического обоснования или бизнес-плана».

Итак – сначала стратегия! Коммерциализация! Делим шкуру не убитого медведя! Главное – бизнес-план!

А в заключение – с изящным поклоном приглашение: «Предлагаю Вам принять участие в региональном конкурсе грантов «Старт-наука», проводимом Российским фондом фундаментальных исследований совместно с правительством Оренбургской области».
Десятилетний архив подобной переписки уже вполне тянет на вклад в фундаментальные исследования стратегии коммерциализации. В соответствии с которой врача-кардиолога назначают лечить сельское хозяйство, пока не выздоровеет, как муха. А решение стратегического вопроса машиностроения поручают чиновнице из областного Министерства образования, которая, может быть, даже является специалистом высшей квалификации по внедрению ЕГЭ и коммерциализации учебно-воспитательного процесса, а значит, выступает в роли судьи верховной инстанции по моторам.

Данная здесь в кратком изложении мучительная история изобретения кажется частным, но типичным случаем творческих терзаний инновационной современности. Не об этом ли говорил 31 августа Медведев на третьем заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России: «…я надеюсь, что в перерывах между заседаниями Комиссии все присутствующие здесь занимаются своими задачами в рамках Комиссии как самыми приоритетными, потому что у всех нас очень много рутинных обязанностей, огромное количество бумажек, которые все присутствующие здесь сами генерируют и подписывают. Но иногда нужно думать и о будущем».

В последних словах не исключена ирония, а по сути в них истинная правда. Если пребывающие во власти и думают о будущем страны, то явно лишь иногда. Судя по делам. Почти через двадцать лет погрома во имя насаждения капитализма вдруг вспомнили про научно-технический прогресс, для управления коим учреждается и заседает уже в третий раз Комиссия при президенте по модернизации и технологическому развитию экономики России.
Может ли вслед за Медведевым надеяться на комиссию автор патента на «прорывной проект» роторного двигателя внутреннего сгорания В.С.Гусев и другие изобретатели? Очевидно, нет. Среди назначенных недавно Медведевым «пяти стратегических векторов экономической модернизации нашей страны» отсутствует машиностроение.

Это ведь когда народная власть приступила к плановой индустриализации молодого рабоче-крестьянского государства, то она ясно понимала: «Техника решает все!» И – «Кадры, овладевшие техникой, решают все!» Потому машиностроение было базой развития державы.

Теперь же замахнулись почему-то на 5, а не на 55 или более «стратегических векторов», по которым и шагу не ступить без собственного машиностроения и уж тем более не стать «лидером», как о том заранее оповестили. Забыв о пословице: «Не хвались, идучи на рать».
Но и на облюбованных 5 «стратегических векторах» лавры лидера на буйную головушку свалятся только потому, что словопрениями в комиссии по модернизации дирижирует лично первая персона страны. Прямо вот по этой уважительной причине гарантировано, что «Россия займет передовые позиции в производстве отдельных видов медицинского оборудования, сверхсовременных средств диагностики и медикаментов для лечения» четырех заболеваний? Что, эти виды медицинского оборудования – «отдельные» или составляют львиную долю промышленной продукции страны? Или – грудь колесом, хвост веером: лидер, пусть даже всего-то шишка на ровном месте?

Это вопрос о подходе к научно-техническому прогрессу сообразно с масштабами великого государства и задачами уже не только его развития, но и национального выживания и самосохранения. У всех «присутствующих в рамках комиссии» очень много рутинных обязанностей, огромное количество бумажек, которые эти присутствующие сами генерируют и подписывают». Несмотря на призывы Медведева, у них явно даже не остается времени заниматься вопросами комиссии по модернизации как важнейшими. Научно-технический прогресс как побочное занятие на общественных началах? Но он требует полной самоотдачи.
А огромное количество бумажек генерировать и подписывать – это вечный двигатель бюрократии, с которым заведомо не сможет конкурировать и самый совершенный двигатель. Бюрократии колониального капитализма, помноженной на слепоту и хаос навязанного наивным аборигенам «свободного рынка». Так и кажется, что они на ощупь натыкаются на какие-то вехи еще недавно широкой дороги научно-технического прогресса.

Ровно год назад Путин в который раз сетовал о разгроме авиационной промышленности нашей еще недавно крылатой державы. И его осенило: «Кстати говоря, что касается генеральных конструкторов. К сожалению, у нас нет площадки для постоянного общения с теми людьми, которые генерируют основные идеи. Это касается не только авиапрома, но и других высокотехнологичных отраслей. Я полагаю, есть основания нам подумать над тем, чтобы создать Совет генеральных конструкторов, работающих в высокотехнологичных отраслях, при председателе правительства Российской Федерации. Мы с коллегами обсудим эту тему, и нужно будет реализовать эту идею».

Похожая идея возникла и у Медведева, и он реализовал ее в виде комиссии при себе по модернизации и технологическому развитию. Не прошло и 20 лет, как созрела идея изобрести велосипед. Освежить память о том, что комиссия-то уже была. И создали ее назавтра после развязанной эксплуататорами гражданской войны. Вошла в историю как ГОЭЛРО – Государственная комиссия по электрификации России и коренной реконструкции народного хозяйства.

А вот Совета генеральных конструкторов не созывали – какой смысл в посиделках специалистов на совсем разных языках. Все вопросы решали Государственный комитет по науке и технике, Госплан, Академия наук и другие полномочные государственные органы.

Страшно даже произнести вслух крамольные сегодня слова – государственный план развития народного хозяйства и его двигатель – Госплан. Обеспечивалась плановость роста страны, в том числе и открытые для себя Медведевым и осуществляемые им в порядке частной и частичной инициативы на общественных началах «модернизация и технологическое развитие экономики России». Невольно думается, что это «рыночное» зомбирование не отпускает своих вольных и невольных приверженцев. Жизнь не оставляет им ничего иного, как со всякими словесными околичностями в пожарной обстановке хвататься за спасительные средства государственного управления и регулирования. Но частные меры – что соломинка для утопающего. Не удержит.

Куда пойти изобретателю? Спрашиваю у В.С.Гусева, была бы помощь от ВОИР – Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов? Владимир Семенович прямо-таки воспламенятся:

– В Советской стране был государственный культ науки. Со школьной скамьи. Самым массовым было Научно-техническое общество, которое давало людям океан ценнейшей информации. А ВОИР была боевым союзом, кузницей изобретателей и рационализаторов. Это добровольное общество новаторов обладало государственным авторитетом и возможностями. Там оказывали помощь в оформлении и разработке ценной идеи, готовили чертежи, давали деньги на изготовление опытного образца, держали в поле зрения вплоть до внедрения в производство.

Ну а теперь и сунуться некуда. Заводы и фабрики разорены, ВОИР и в помине нет. Открыта областная Торгово-промышленная палата, в ней заседают многие, кого знаю лично по старой работе. И понесло же меня туда! Раскрыли глаза: твое изобретение – ты и вкладывай капитал. Ах, и рубля нет? А квартира есть? Продавай или закладывай, бери ссуду в банке, выпускай этот передовой двигатель и продавай свою интеллектуальную собственность. Разбогатеешь, миллиардером станешь.

Я поднялся и, не прощаясь, вышел вон из кабинета.

Такова обыкновенная история в обществе, в котором жажду знания и научно-технического творчества подменили жаждой наживы, создали условия, в которых ученый и изобретатель не в чести, а в немилости, обделены и обойдены. Многомиллионное содружество новаторов производства осталось только прекрасной страницей воспоминаний. Катастрофическое опустошение организовали непосредственно в сфере научно-технического прогресса, на переднем крае науки, в ее институтах и лабораториях.

Если в 1990 году научными разработками в институтах было занято 1 227 388 исследователей, то в 2007 году их осталось 392 849 человек, в три с лишним раза меньше. По сообщениям печати, не менее 800 тысяч научных работников и инженеров перебрались в «цивилизованные страны», где им создали все условия: «Твори, выдумывай, пробуй!» Там они включились в инновационную деятельность, чтобы обеспечить высокоразвитым странам еще больший технологический отрыв от вырастившей их России.

Вчера В.С.Гусев весь горел возбуждением:

– Слышали, как Медведев клеймил чиновников и тех предпринимателей, которые гонятся только за прибылью и не ищут инновации, не поддерживают изобретателей? Очень правильные слова. Какими будут дела…

В голосе надежда боролась с сомнениями.

 

Устав КПРФ: Принят II Чрезвычайным Съездом КПРФ 14 февраля 1993 года.Изменения и дополнения внесены:

  • IV Съездом КПРФ 20 апреля 1997 года
  • V (внеочередным) Съездом КПРФ 23 мая 1998 года
  • VIII (внеочередным) Съездом КПРФ 19 января 2002 года
  • XI (внеочередным) Съездом КПРФ 29 октября 2005 года
Коммунистическая партия Российской Федерации. г.Москва 2005 год. Читать устав


  • Знамя КПРФ – красное.
  • Гимн КПРФ – "Интернационал".
  • Символ КПРФ – символ союза тружеников города, села, науки и культуры – молот, серп и книга.
  • Девиз КПРФ – "Россия, труд, народовластие, социализм!".
Читать программу партии


Краткая справка о КПРФ: Общероссийская общественная организация "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее - КПРФ) - общественная организация, созданная на добровольных началах гражданами Российской Федерации, объединившимися на основе общности интересов для реализации программных и уставных целей. Читать справку


© Copyright 2007 Меньщиков В.С. Valid XHTML, PHP, CSS.