Меню
Новости
Информация


Архив Новостей
Враг капитала
Красный мир
Красная Политика
Новости КПРФ
Публицистика
Карта Сайта

Правда
Москва
Свердловск
Омск
Пермь
Челябинск
Тюмень
Мордовия
Санкт-Петербурское городское отделение КПРФ
Красноярская Краевая Организация КПРФ
Новосибирская Областная организация КПРФ
Приморское Краевое Отделение КПРФ
Северское Отделение КПРФ
Союз Коммунистической Молодёжи РФ
Независимая Народная Газета
Рабочий Класс - газета Всеукраинского Союза Рабочих
Вестник Организационно-Партийной и Кадровой Работы
Компартия Украины
Русскоязычная газета КНР -
Rambler's Top100

ip-location

25.10.2009  В.И.КАШИН: ВОЗРОДИТЬ РУССКУЮ ДЕРЕВНЮ!

В.И. Кашин при заслушивании отчета правительства о выполнении Государственной программы развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы: Рано рапортовать о достижениях
--------------------------------------------------------------------------------
2009-10-23 21:26
Пресс-служба фракции КПРФ – kprf.ru

Выступление В.И. Кашина при заслушивании в Госдуме отчета правительства о выполнении Государственной программы развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы 23 октября 2009 года.

Кашин Владимир Иванович
заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАСХН, депутат Государственной думы РФ (фракция КПРФ):

Заслушав выступление министра сельского хозяйства о выполнении государственной программы развития села, может сложиться благостная картина положения дел в нашем сельском хозяйстве. Каких только цифр и фактов не приведено! Здесь и выделение средств агросектору чуть ли не 200 млрд. рублей, и рост производства продукции, и обновление техникой, и зерновые интервенции и т.д., и т.п.

Я вынужден несколько подпортить приведенную благость, более того, как человек, многие годы отдавший сельскому хозяйству, как гражданин, наконец, как депутат, главная задача которого отстаивать интересы избирателей, интересы государства, я обязан сказать правду. А она далека от той картины, которую рисует нам правительство.

Не так давно по инициативе нашей фракции был проведен круглый стол, рассмотревший проблему продовольственной безопасности, напрямую связанную с состоянием агропромышленного сектора. Мы провели и другой круглый стол, на котором рассмотрен вопрос доступности для наших граждан к качественным продуктам питания, что также связано с сельскохозяйственным производством. К сожалению, правительством в основном были проигнорированы рекомендации, выработанные в ходе дискуссии с участием ведущих специалистов-аграриев.

А ведь ситуация на селе, в целом в агропромышленном секторе архисложная, и она нисколько не становится лучше. Россию сейчас с трудом можно назвать суверенной страной - ведь её население практически полностью зависит от подвоза съестных припасов из Китая, США, Латинской Америки и Европы. В обмен на сырье - продукты питания, чем не банановая республика? На заграничном мясе и соевых суррогатах работают мясокомбинаты, на импортном сухом молоке - молокозаводы. Это очень выгодно - не утруждая себя развитием сельского хозяйства, покупать низкосортное продовольствие за нефтедоллары, и продавать его населению по завышенным ценам, любуясь цифрами ВВП. Государство тратит огромные деньги на закупку продовольствия за рубежом, в среднем около 30 млрд. долларов в год, т.е. почти 1 трлн. рублей. Складывается такое впечатление, что правительство примирилось с кризисным состоянием сельского хозяйства страны, считая по-прежнему его «черной дырой». Действующие национальный проект «Развитие АПК» и Государственная программа развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы ориентированы в основном на помощь крестьянским подворьям и фермерам и частично действующим крупным хозяйствам путем предоставления льготных кредитов. Но большинству хозяйств льготные кредиты и лизинговые поставки не под силу – нет залога.

Первоочередная стратегическая задача сегодня - восстановление и модернизация хозяйств, которые еще худо-бедно держатся на плаву. Для ускоренного восстановления и модернизации сельхозпредприятий необходимо вложить в это дело бюджетные деньги, как это делается в Европе, в частности в ФРГ. Например, выплачивать восстанавливаемым хозяйствам субсидии на покупку коров, восстановленный гектар пашни, дотации за произведенное молоко и мясо и т.д. Оказать помощь этим хозяйствам в приобретении тракторов и кормоуборочной техники, в восстановлении ферм и инфраструктуры. Вкладывая таким образом бюджетные средства непосредственно в производство, можно добиться, увеличения количества коров в хозяйствах на 1 миллион голов в год и отказаться через 5 лет от импорта порошкового молока и значительно увеличить производство мяса. Эти идеи актуальны сегодня как никогда. У нас же сохраняется устойчивая тенденция сокращения крупнорогатого стада, в том числе и коров, на 1-1,5% в год. Сегодня у нас молочное стадо меньше, чем в годы Гражданской войны.

Напомню, что в странах ЕС сельское хозяйство ежегодно субсидируется на 56 млрд. евро. Еще большей суммой субсидируется сельское хозяйство США. Крестьяне в этих странах получают дотации за каждый обработанный гектар земли, за каждую голову коров и т.д. Благодаря такой помощи сельское хозяйство стран ЕС процветает, даже в условиях экономического кризиса цены на продовольствие в Европе, в отличие от наших прилавков, имеют тенденцию к понижению.

Докладчик здесь привел цифру выделенных средств на развитие сельского хозяйства на 2009 год в размере аж 183 млрд. рублей. Однако мы знаем, что непосредственно на сельское хозяйство вместе с рыболовством в бюджете записано только 37 млрд. рублей. Пополнение уставных капиталов банков (ОАО «Россельхозбанк»), других кредитных организаций (ОАО «Росагролизинг»), которым выделены финансы, вовсе не значит, что они будут использованы на поддержку села. В следующем году картина еще более безрадостная: селу выделено всего лишь 27 млрд. рублей.

Названа цифра приобретенных тракторов - 24 тысячи и комбайнов - 13 тысяч. Спрашивается – чьи это комбайны? Ясно, в большинстве импортные, ибо отечественные заводы не произвели и половины от указанного количества. Мы и здесь поддерживаем отечественного производителя, в то время как наши заводы сельского машиностроения требуют серьезной прямой государственной поддержки. Россельмаш, например, лизинговыми поставками не спасти. Но беда не только в этом. Скоро и на этой технике работать будет некому. Уже сегодня катастрофически не хватает специалистов на селе, а их подготовкой государство себя не озадачивает даже в постановочном варианте.

Не в ладах докладчик с цифрами. Вот, например, говорится, что импорт мяса снизился в 2009 году аж на 30%, а производство внутри выросло всего на 6%. Тогда как правительство и чем скомпенсировало выпадающие объемы мяса? Скорее всего, стыдливо умалчивается, что снижение импорта связано с падением покупательского спроса населения в связи со снижением доходов в условиях кризиса, и более чем 20-ти процентным ростом цен на мясную продукцию. Если кризис продолжится еще года 2-3, думается, правительство сможет отрапортовать вообще о прекращении закупок мяса за рубежом. Напомню, что за годы так называемых реформ среднедушевое потребление мяса снизилось на 25%, молока и молочных продуктов - почти на 40%. Если при Советской власти производилось свыше 75 кг мяса на душу населения, то сегодня всего лишь около 45 кг.

Приведу еще одну цифру из доклада. Цитирую: В текущем году отрасль столкнулась с резким снижением цен на молоко – более чем на 20%. Скажите, где в каком супермаркете это снижение можно увидеть? Росстат наоборот приводит данные о росте цен на молоко и молочную продукцию за 9 месяце 2009 года почти на 10%. При этом спекулянты скупают у крестьян молоко по 3-5 рублей за литр при жирности 4-5%, а реализуют по 35-40 рублей за литр при жирности 2,5-3,2%. Разве это не грабеж крестьянина? Разве такое к нему отношение может стимулировать его заинтересованность в увеличении поголовья и объема продукции? Ответ, по-моему, более чем очевиден. Наша фракция эту обеспокоенность высказывает далеко не в первый раз.

Но, пожалуй, самым примечательным является заявление о том, что мы вошли в тройку мировых поставщиков пшеницы. В 2008/2009 зерновом году было экспортировано около 23 млн. тонн российского зерна. Прогнозируемые объемы экспорта в этом году - до 19 млн. тонн. Удивительная вещь: в советские времена Россия собирала зерна где-то на четверть больше, чем сейчас, и зерно приходилось покупать. Подобные гордые заявления уместно делать перед школьниками младших классов. Для любого взрослого человека совершенно понятно, откуда вдруг у правительства появились излишки зерна. Фокус-то простой. Следует помнить, что зерно - это не только хлеб. Зерно - сырье для производства мяса, молока, животноводческой продукции. По данным, например, Министерства сельского хозяйства США более 90% всего зерна, производимого Америкой, уходит на откорм домашнего скота и птицы. Статистика Министерства сельского хозяйства Соединенных Штатов, свидетельствует о том, что для получения одного килограмма мяса нужно скормить скоту 16 килограммов зерна. Аналогично - зерно закладывается в каждый литр молока, в каждое куриное яйцо и т.д. Но если вырезать свой скот и другую живность, что и сделана в нашем государстве, то и кормить ее нет надобности. Вот именно в этом разгадка «успехов» правительства на зерновом поприще.

С зерном у нас та же самая порочная стратегия, что и с нефтью: нынешний режим вывозит за границу сырье, за границей оно превращается в изделия и возвращается в таком виде в Россию, делая ее еще беднее, а зарубежье еще богаче. Зарубежные производители откармливают скот нашим зерном, а затем наше зерно возвращается к нам в виде импортных мясопродуктов, но уже многократно дороже.

Советский Союз часто упрекают в импорте зерна, дескать, своего произвести не могли. Но импорт зерна был настоящей рыночной политикой: закупалось дешёвое кормовое зерно, в котором лежали дотации стран-производителей своим фермерам, а трудоёмкое мясо производилось в СССР. В результате мы выигрывали, как выигрывают сейчас зарубежные агрофирмы, откармливая нашим зерном свой скот.

Наша фракция неоднократно высказывалась против подобной политики и практики. Мы считаем, что не экспортировать надо зерно, а здесь, в России, превращать его в мясо и молоко, производить качественные и здоровые отечественные продукты для населения страны.

Что касается зерновой интервенции. Напомню, что она начала проводиться с целью регулирования цены на зерно после настойчивых требований оппозиции. К сожалению пока что влияние проводимых правительством зерновых интервенций малоэффективно. И, прежде всего, по причине крайне низких ее объемов. Что такое для рынка России 8 млн. тонн зерна? Это мизер. Да и тех почти половина лежит мертвым грузом в зернохранилищах. А в это время всякого рода перекупщики и спекулянты вынуждают крестьян продавать выращенный урожай почти по себестоимости или даже ниже себестоимости, вгоняя хозяйство в банкротство и разорение. Мы требовали и требуем от правительства изменить свои приоритеты в аграрной политике и стать на защиту интересов крестьянства, а не жуликов. И в этой связи хотелось бы еще раз сказать, что не стоит правительству выставлять в качестве достижения принятие Государственной Думой закона о регулировании торговой деятельности. Ничего этот закон не регулирует, ничего не дает он потребителю и производителю сельскохозяйственной продукции. Он выгоден все тем же перекупщикам и спекулянтам, которые и лоббируют его здесь в Государственной Думе.

Много чего в излишне приподнятом духе было здесь доложено. Но ни одним словом не обмолвился докладчик может быть о главной проблеме аграрного сектора – о диспаритете цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, позволяющего грабить деревню. Цены па про­мышленную продукцию в годы «реформ» в 4-5 раз росли быстрее, чем на сельскохозяйственную продукцию. АПК оказался не в состоянии окупать затраты на производство, из-за чего стал должником как федерального бюджета, так и частных финансовых структур. Диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, душит крестьянина. Сегодня, чтобы купить 1 тонну дизтоплива крестьянину нужно отдать почт 4-5 тонн зерна или почти 300-400 кг мяса или 3-4 тонн молока. Это в 10-12 раз больше, чем в 1990 году. Таким образом, за последние только 8-10 лет из села выкачано более одного триллиона рублей.

Мучает крестьянина и неудовлетворительное функцио­нирование системы сбыта сельхозпродукции. Продовольственный рынок, который является важнейшим секто­ром аграрного рынка, черпает свои ресурсы главным образом в сельском хозяйстве. Но по данным статистики только 28% сельскохозяйственных предприятий и 22% фермерских хозяйств имеют гарантированный выход на рынок. С фактическим отказом от централизованного планирования и системы государственных заказов кре­стьянин, для того чтобы как-то выживать, должен был встраиваться в неконтролируемый государством стихий­ный розничный сельскохозяйственный и продовольственный рынки. Государство продолжает занимать выжи­дательную позицию, не вмешиваясь в процессы рыночных отношений. В результате вместо цивилизованною рынка с четкой инфраструктурой мы имеем стихийный рынок с теневой криминальной экономикой. Мы неоднократно заявляли о необхо­димости вмешательство государства в развитие инфраструктуры продовольственного рынка и повышение ее доступности для всех товаропроизводителей аграрно-продовольственного сектора.

Обошел молчанием докладчик и социальную сторону села. На селе безнаказанно орудуют рейдеры, разоряя хозяйства, захватывая сельскохозяйственные угодья при попус­тительстве местных властей. В руках олигархов, банков, иностранного капитала и просто жуликов уже оказа­лось около 50% земель сельскохозяйственного назначения. В Московской области по различным оценкам от 60 до 80% сельхозземель принадлежат частным компаниям. Существующее законодательство Российской Феде­рации, при отсутствии должного контроля за его соблюдением, не способно остановить разбазаривание сельскохозяйственных земель, позволяя переводить их в другие категории, в частности, под строительство кот­теджей. Разрушение сельскохозяйственных предприятий, их банкротство ведут не только к сокращению рабо­чих мест, но и к лишению основы обустройства сельских территорий, обезлюдиванию деревень. За последние годы с лица земли исчезли 15 тысяч деревень, а еще в 9 тысячах проживающих осталось по 20-30 человек. На селе остались в основном старики. Среди жителей села значительная часть поражена пристрастием к алкоголю.

В ходе реформ особенно пострадала основа всего сельского хо­зяйства - плодородие почвы, не получающей удобрений. Минеральных удобрений вносится 26% от уровня 1990 года, органических - 25,7%. За годы реформ посевная площадь сельскохозяйственных культур уменьшилась на 41 млн. га или на 34,8%. Посевы зерновых культур уменьшились почти на 20 млн. га, т.е. на 33,7%.

Ухудшается экологическое состояние сельскохозяйственных угодий их засоленность, закисление, пе­реувлажненность. Огромные площади (до 40%) подвергаются водной и ветровой эрозии в Южном, Централь­ном, Поволжском и Сибирском федеральных округах. До 85% сельхозземель деградирует. Земля теряет плодо­родие не только потому, что не вносятся удобрения или не выполняются агрохимические мероприятия, но и потому, что земля обедняется растущими на ней сорняками.

Это серьезнейшие проблемы, решение которых не терпит отлагательства, но о которых правительство предпочитает умалчивать, убаюкивая себя приглаженными цифрами простой арифметики, ничего общего не имеющие с реальной жизнью российской деревни.

Наша фракция еще раз требует от правительства повернуться лицом к крестьянину – нашему общему кормильцу. Обеспечить прямое финансирование нужд АПК. Наиболее быструю отдачу обеспечивают вложения именно в сельское хозяйство – это миллионы восстановленных гектаров пашни, дополнительная продукция уже в самое ближайшее время, создание рабочих мест, приостановка опустошения села. Прямые вложения в сельское хозяйство окажут кроме того поддержку сопутствующих отраслей – сельхозмашиностроения, строительную индустрию, перерабатывающую промышленность. Эти затраты обеспечат дополнительный спрос на металл, цемент, строительные материалы, удобрения, услуги строителей, проектных организаций. Заработают в полную силу по цепочке десятки и сотни предприятий, которые будут платить налоги, зарплату рабочим. Всё это позволит выйти и экономике из кризиса с минимальными потерями. Крестьянство ждет от нас конкретных решений, а не сказки о как бы уже достигнутых успехах.

Мы надеемся, что новый министр сельского хозяйства Е.Б.Скрынник, которая совсем недавно заняла этот пост, прислушается к нашим доводам, проникнется проблемами крестьянства и при поддержке здоровых сил наконец-то сдвинет этот тяжелый груз в сторону возрождения мощного агропромышленного сектора экономики России, возрождения русской деревни – хранительницы наших традиций, образа жизни, наших истоков. Пожелаем ей в этом успехов.

В.И.Кашин,
зам. Председателя ЦК КПРФ,
депутат Государственной Думы,
академик РАСХН

 

photo

Устав КПРФ: Принят II Чрезвычайным Съездом КПРФ 14 февраля 1993 года.Изменения и дополнения внесены:

  • IV Съездом КПРФ 20 апреля 1997 года
  • V (внеочередным) Съездом КПРФ 23 мая 1998 года
  • VIII (внеочередным) Съездом КПРФ 19 января 2002 года
  • XI (внеочередным) Съездом КПРФ 29 октября 2005 года
Коммунистическая партия Российской Федерации. г.Москва 2005 год. Читать устав


  • Знамя КПРФ – красное.
  • Гимн КПРФ – "Интернационал".
  • Символ КПРФ – символ союза тружеников города, села, науки и культуры – молот, серп и книга.
  • Девиз КПРФ – "Россия, труд, народовластие, социализм!".
Читать программу партии


Краткая справка о КПРФ: Общероссийская общественная организация "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее - КПРФ) - общественная организация, созданная на добровольных началах гражданами Российской Федерации, объединившимися на основе общности интересов для реализации программных и уставных целей. Читать справку


© Copyright 2007 Меньщиков В.С. Valid XHTML, PHP, CSS.