Меню
Новости
Информация


Архив Новостей
Враг капитала
Красный мир
Красная Политика
Новости КПРФ
Публицистика
Карта Сайта

Правда
Москва
Свердловск
Омск
Пермь
Челябинск
Тюмень
Мордовия
Санкт-Петербурское городское отделение КПРФ
Красноярская Краевая Организация КПРФ
Новосибирская Областная организация КПРФ
Приморское Краевое Отделение КПРФ
Северское Отделение КПРФ
Союз Коммунистической Молодёжи РФ
Независимая Народная Газета
Рабочий Класс - газета Всеукраинского Союза Рабочих
Вестник Организационно-Партийной и Кадровой Работы
Компартия Украины
Русскоязычная газета КНР -
Rambler's Top100

ip-location

17.03.2008  ГАЗЕТА "ПРАВДА" О КАРЛЕ МАРКСЕ

Учёный и публицист Виктор Трушков в «Правде»: «Овладевая марксизмом, человечество становится на голову выше»
________________________________________
2008-03-15 17:36
Виктор Трушков (Правда)
В некрологе, посвященном своему другу, Фридрих Энгельс написал: "Самый могучий ум нашей партии перестал мыслить, самое сильное сердце, которое я когда-либо знал, перестало биться… Человечество стало ниже на одну голову, и притом самую значительную из всех, которыми оно в наше время обладало". Вот истинная оценка личности Карла Маркса. Ей можно верить полностью: Ф. Энгельс, как и его великий единомышленник, пустозвонством не грешил и пустозвонов терпеть не мог.
Через 125 лет справедливость этой оценки не убавилась
Причем она касается и нашей партии, которая и 110 лет назад на I съезде РСДРП, и пятью годами позже на II съезде, открывшем эпоху большевизма, провозгласила себя безоговорочно марксистской и всегда одерживала победы, когда не отступала от этого вектора.
Такая оценка справедлива и для современного человечества в целом: оно (наша страна здесь не составляет ни малейшего исключения) развивается по Марксу. Это значит: революционно. Первый гениальный вывод, который в своей жизни сформулировал К. Маркс, когда ему было всего 26 лет, пропитан революционностью. В "Тезисах о Фейербахе" весной 1845 года он писал: "Философы лишь различным образом объясняли мир, а дело заключается в том, чтобы изменить его".
В противостоянии труда и капитала Карлу Марксу принадлежит особая историческая ниша: он вошел в летопись развития человечества прежде всего как теоретик. Нет, он никогда не чурался черновой организаторской работы. Более того, после защиты докторской диссертации он предпочел университетской кафедре работу газетчика, который постоянно в гуще событий, который эти события не только "освещает", но и нередко "подталкивает" их. Позже его великий ученик точно определил, что газета — это не только коллективный пропагандист и агитатор, но и коллективный организатор.
К. Маркс прекрасно понимал, что теоретическое осмысление закономерностей развития общества является важнейшим условием и предпосылкой реального изменения мира. Именно в ту пору, когда молодой философ отдает предпочтение политической журналистике, он одновременно формулирует вывод стратегического характера: "Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой, но и теория становится материальной силой, как только она овладевает массами" (подчеркнуто мной. — В.Т.).
Стартовой позицией становления Маркса-учёного был гуманизм
Как и многие немецкие мечтатели-энтузиасты середины XIX века, он жаждал, чтобы общество создало простор для проявления сущностных сил человека в жизни не избранных, а каждого. Но становилось всё яснее, что этому постоянно противодействует тотальное отчуждение. Для наемного работника оковами становились отчуждение от труда (не важно, что создавать, был бы источник существования), отчуждение от собственности (при капитализме средства и материального, и духовного производства сконцентрированы в руках немногих), отчуждение от власти (влияние граждан на государство мизерно, в чем, кстати, воочию убедились на декабрьских и мартовских выборах нынешние граждане России).
И тогда исследователь приступает к гигантскому труду, смысл которого в выяснении природы и источника отчуждения. Так начинается исследование экономических, а еще глубже — производственных отношений между людьми. Материалистическое понимание истории явилось гениальным результатом этого научного поиска. "Труд… есть не зависимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная естественная необходимость: без него не был бы возможен обмен веществ между человеком и природой, т. е. не была бы возможна сама человеческая жизнь".
От того, что является нашему взору ежедневно и ежечасно, ученый переходит к сущности: "Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами. То, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством — совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят. Что представляют собой индивиды, — это зависит, следовательно, от материальных условий их производства".
Последовательный материализм, который становится высшим теоретическим достижением не только Маркса-философа, но и мировой философии, вобрал в себя всё богатство предшествующей мудрости человечества. Это — материализм диалектический. К соединению двух великих начал философии великого мыслителя побудила его последовательная революционность. Ф. Энгельс объяснял: "Материалистическое понимание истории и его специальное применение к современной классовой борьбе между пролетариатом и буржуазией стало возможно только при помощи диалектики".
Диалектико-материалистическое понимание истории
Оно, разработанное К. Марксом в сотрудничестве с Ф. Энгельсом, явилось самым точным методом разностороннего осмысления общества. Противоречия — вот источник всех общественных изменений. Прежде всего — это противоречия между трудом и капиталом. Маркс исследует здание капитализма, начиная с его исходного кирпичика — товара. Выводы этого тщательного изучения уникальны: теория прибавочной стоимости явилась тем прожектором, который мощно осветил весь механизм эксплуатации наёмных работников капиталистами.
Капитализм сделал предметом купли-продажи всё — не только продукты труда, но и сам труд наёмных работников. А теперь это не только мускульная сила рабочих рук докеров, строителей, шоферов и т. п. Рынок сегодня царствует в науке и культуре, медицине и средствах массовой информации… На рынке у каждого товара есть цена, в основе которой лежит его стоимость.
Стоимость такого особого товара, как рабочая сила, определяется в конечном счете тем, сколько средств необходимо работнику, чтобы восстановить (и даже повысить) свою способность к труду, а также содержать свою семью. Это в колониальных странах, где капитал особенно наглый и хаповатый (в этом отношении современная Россия от них не отличается), самым дешёвым товаром является рабочая сила. Маркс же исследовал "нормальный" западноевропейский капитализм (с конца XX века экономически развитые кап страны стали почтительно величать "золотым миллиардом"), где зарплата в среднем равна стоимости рабочей силы. Как "простой", так и квалифицированной.
Тщательный экономический анализ капиталистического производства показал, что новая стоимость, создаваемая наёмным работником, всегда больше стоимости его рабочей силы. Пролетарий как физического, так и умственного труда создаёт не только продукт, необходимый для возмещения всех затрат капиталиста, включая оплату труда, в том числе самих предпринимателей, назначающих себя председателями советов директоров и прочими топ-менеджерами. Он производит еще и прибавочный продукт, обеспечивающий владельцу средств производства прибыль, наживу.
Великий вывод Карла Маркса: "Производство прибавочной стоимости, или нажива, — таков абсолютный закон" капиталистического способа производства.
Учение о классовой борьбе
Теория прибавочной стоимости —это не кабинетная бухгалтерская выкладка. Это теория, излучающая пролетарский протест. Если нажива предпринимателя создаётся наёмным трудом, то между трудом и капиталом неизбежны непримиримые, антагонистические противоречия, неизбежна классовая борьба. В буржуазном обществе и способность наёмного работника к труду, и продукт его труда принадлежат капиталисту. Косметические и декоративные ремонты общества, где господствует частная собственность, не могут привести к мифическому "классовому сотрудничеству".
В предисловии к третьему немецкому изданию работы К. Маркса "Восемнадцатое брюмера Луи Бона парта" Ф. Энгельс писал: "Именно Маркс впервые открыл великий закон движения истории, закон, по которому всякая историческая борьба — совершается ли она в политической, религиозной, философской или в какой-либо иной идеологической области — в действительности является только более или менее ясным выражением борьбы общественных классов, а существование этих классов и вместе с тем и их столкновения между собой в свою очередь обусловливаются степенью развития их экономического положения, характером и способом производства и определяемого им обмена". Далее Энгельс отмечает, что этот закон имеет "для истории такое же значение, как закон превращения энергии для естествознания".
Великая заслуга К. Маркса и его соратника Ф. Энгельса состоит в том, что они точно указали класс, который не только противостоит буржуазии, но и заинтересован и способен низвергнуть буржуазную общественно-политическую систему. Уже в "Манифесте Коммунистической партии" они заявили: "Из всех классов, которые противостоят теперь буржуазии, только пролетариат представляет собой действительно революционный класс. Все прочие классы приходят в упадок и уничтожаются с развитием крупной промышленности, пролетариат же есть её собственный продукт.
Среднее сословие: мелкий промышленник, мелкий торговец, ремесленник и крестьянин — все они борются с буржуазией для того, чтобы спасти своё существование от гибели как средних сословий. Они, следовательно, не революционны, а консервативны…
Если они революционны, то постольку, поскольку им предстоит переход в ряды пролетариата, поскольку они защищают не свои настоящие, а свои будущие интересы, поскольку они покидают свою собственную точку зрения для того, чтобы стать на точку зрения пролетариата".
Сегодня в качестве объекта капиталистической эксплуатации целесообразно рассматривать наёмных работников не только физического, но и умственного труда. Современная Россия превратилась, пожалуй, в самую убедительную иллюстрацию появления нового отряда пролетариата — и по его общественному положению, и по бедности, в которую его вогнал союз крупного капитала, государственной власти и либерализма. Тенденцию пролетаризации работников умственного труда подметил еще Ф. Энгельс. О ней "первый марксист" писал в декабре 1893 года в приветствии Международному съезду студентов-социалистов.
Пролетарский характер Коммунистической партии
Он ярко проявился в организации и деятельности I Интернационала. Карл Маркс настойчиво и успешно добивался, чтобы Международным товариществом рабочих руководили сами рабочие. Хотя ни для кого не было тайной, что Маркс является душой Интернационала, сам он держался в тени. Особенно решительно он пресекал любые попытки создания его культа в Международном товариществе рабочих, вся деятельность которого строилась на демократических принципах.
Председателем Генерального совета Интернационала являлся английский сапожник Джордж Оджер, немолодой, начитанный и умный рабочий, тесно связанный с профсоюзным движением. Его заместителем был друг Маркса Георг Эккариус, не выходивший из материальной нужды немецкий портной. Это был самородок с пытливым умом, склонный к философским обобщениям.
Плотник Уильям Кример выполнял обязанности Генерального секретаря Генерального совета Интернационала. Это был образованный, педантичный, деловой человек. Он был хорошо известен в профсоюзном движении Англии. Одной из главных его обязанностей было ведение протоколов заседаний Генерального совета, которые проходили еженедельно. Пожалуй, благодаря именно этому человеку мир хорошо осведомлен о деятельности I Интернационала.
Кстати, лозунгом Международного товарищества рабочих стало ключевое положение "Манифеста Коммунистической партии" Маркса и Энгельса. Оно известно всему миру: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" Каждый раз, беря в руки "Правду", наш читатель видит прежде всего этот марксистский лозунг.
Нет, не порвалась связь времён
Карл Маркс умер 14 марта 1883 года. В том году Г.В. Плеханов создал первую русскую марксистскую организацию — группу "Освобождение труда". Еще при жизни Ф. Энгельса вышли первые ленинские работы, в которых творчески применялся разработанный Марксом диалектико-материалистический метод при изучении становления капитализма в России. 90 лет назад победила Великая Октябрьская революция, открывшая дорогу строительству социализма. Временное отступление советского социализма датируется 1991 годом.
Мы — не только свидетели реставрации капитализма, но и участники возрождения антибуржуазного протестного движения наёмных работников физического и умственного труда. Пролетариям снова предстоит осваивать науку марксизма-ленинизма.
Жизнь вносит в неё уточнения и дополнения. Но опоры коммунистической идеологии неизменны. Это — последовательный диалектический материализм во взглядах не только на природу, но и на общество; теория прибавочной стоимости, вскрывающая эксплуататорскую сущность капитализма; классовая борьба, нацеленная на установление политической власти класса, который прежде всего и больше всего заинтересован в ликвидации всевластия частной собственности.
Эти марксовы принципы КПРФ записала в свою Программу. В каждодневном следовании им и состоит проверка нашей коммунистичности. Экзаменатор — требовательный и не приемлющий подмены реальных дел пустозвонством. В этом главное достоинство пролетариата и его стратегических союзников.


Все статьи раздела "Коммунисты и российское общество"


Copyright © kprf.ru 2003-2008


 

Устав КПРФ: Принят II Чрезвычайным Съездом КПРФ 14 февраля 1993 года.Изменения и дополнения внесены:

  • IV Съездом КПРФ 20 апреля 1997 года
  • V (внеочередным) Съездом КПРФ 23 мая 1998 года
  • VIII (внеочередным) Съездом КПРФ 19 января 2002 года
  • XI (внеочередным) Съездом КПРФ 29 октября 2005 года
Коммунистическая партия Российской Федерации. г.Москва 2005 год. Читать устав


  • Знамя КПРФ – красное.
  • Гимн КПРФ – "Интернационал".
  • Символ КПРФ – символ союза тружеников города, села, науки и культуры – молот, серп и книга.
  • Девиз КПРФ – "Россия, труд, народовластие, социализм!".
Читать программу партии


Краткая справка о КПРФ: Общероссийская общественная организация "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее - КПРФ) - общественная организация, созданная на добровольных началах гражданами Российской Федерации, объединившимися на основе общности интересов для реализации программных и уставных целей. Читать справку


© Copyright 2007 Меньщиков В.С. Valid XHTML, PHP, CSS.